Адрес электронной почты:
aga3133@gmail.com
Информация, обзоры, комментарии, консультации, школа бухгалтера
27.02.2013

Состав форм годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год

27.02.2013

Состав форм годовой бухгалтерской отчетности определен статьей 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Порядок применения указанной нормы при составлении отчетности за 2012 год разъяснен Минфином России в Информации № ПЗ-10/2012 и в рекомендациях для аудиторов (письмо от 09.01.2013 № 07-02-18/01).

Применимые нормативные документы

В статье 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) определен только состав форм годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом в п. 2 ст. 21 Закона № 402-ФЗ указано, что федеральными стандартами по бухгалтерскому учету устанавливаются:

- состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;

- и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств.

Пунктом 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ установлено, что до утверждения федеральных стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, принятые до вступления в силу Закона № 402-ФЗ, то есть до 1 января 2013 года. Речь идет о действующих ПБУ, методических указаниях и методических рекомендациях, утвержденных Минфином РФ, для кредитных организаций – Банком России.

Таким образом, при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год организациям следует руководствоваться:

- Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н);

- Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

- Приказом Минфина РФ от 27.07.2012 № 109н «О бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков»;

- Приказом Минфина РФ от 10.01.2007 № 3н «Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов».

Состав форм отчетности коммерческих организаций

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность коммерческих организаций состоит из:

- бухгалтерского баланса,

- отчета о финансовых результатах

- и приложений к ним.

Согласно разъяснениям Минфина, в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах (см. Информацию № ПЗ-10/2012).

Состав форм отчетности некоммерческих организаций

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из:

- бухгалтерского баланса,

- отчета о целевом использовании средств

- и приложений к ним.

Согласно разъяснениям Минфина, в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. отчет о целевом использовании полученных средств должен именоваться отчетом о целевом использовании средств (см. Информацию № ПЗ-10/2012).

При этом некоммерческая организация приводит в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели об отдельных доходах и расходах (финансовых результатах) обособленно применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах в случае, когда:

- в отчетном году эта некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;

- показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;

- раскрытия данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;

- без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.

Что относится к приложениям в составе бухгалтерской отчетности

В отношении состава приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (состава приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств) продолжает действовать Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее – Приказ № 66н).

Согласно пунктам 3 и 4 этого приказа в состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах входят:

-отчет об изменениях капитала;

-отчет о движении денежных средств;

- иные приложения (пояснения).

Форма пояснений

Пояснения могут быть оформлены организацией (п. 4 Приказа № 66н):

- (либо) полностью в текстовой форме;

- (либо) в табличной и текстовой форме.

При выборе второго варианта Минфин рекомендует использовать таблицы, приведенные в приложении № 3 к Приказу № 66н, то есть форму 0710005. При этом в составе пояснений надо представить только заполненные таблицы, то есть те, по которым у организации есть показатели, подлежащие раскрытию в пояснениях. Организация вправе разработать свои таблицы, взяв за основу таблицы из формы 0710005.

Информация, раскрываемая в пояснениях

Как указано в письме Минфина РФ от 09.01.2013 № 07-02-18/01, состав и содержание пояснений подлежат определению организацией самостоятельно исходя из взаимосвязанных положений:

- пунктов 24-27 ПБУ 4/99;

- норм других положений по бухгалтерскому учету в части раскрытия информации;

- подпункта "б" пункта 4 Приказа № 66н.

В каждом ПБУ есть раздел о раскрытии информации в бухгалтерской отчетности (формировании отчетной информации) по конкретному объекту бухгалтерского учета. Вся перечисленная в этих разделах информация должна быть отражена в бухгалтерской отчетности:

- в соответствующих формах бухгалтерской отчетности;

- (или) в табличной части пояснений;

- (или) в текстовой части пояснений (все, что не вошло в формы отчетности или в табличную часть пояснений).

Согласно п. 24 ПБУ 4/99 пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны:

1) раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации. Порядок раскрытия этих сведений установлен ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»;

2) обеспечивать пользователей дополнительными данными. Перечень дополнительных данных приведен в п. 27 ПБУ 4/99. Кроме этого, по мнению Минфина (письмо от 09.01.2013 № 07-02-18/01), к дополнительным данным относятся:

- информация об инновациях и модернизации производства;

- информация о рисках хозяйственной деятельности организации;

- информация об экологической деятельности организации;

- информация о вознаграждениях, выплаченных управленческому персоналу.

Пояснительная записка

В Информации Минфина РФ № ПЗ-10/2012 указано, что в связи с утратой силы с 1 января 2013 г. Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" пункт "д" части 2 статьи 13 этого закона не подлежит применению. Исходя из этого с 1 января 2013 г. пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако в силу части 1 статьи 30 Закона № 402-ФЗ продолжает применяться раздел VIII ПБУ 4/99 «Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности».

Согласно п. 39 ПБУ 4/99 организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В дополнительной информации раскрываются:

- динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет;

- планируемое развитие организации;

- предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;

- политика в отношении заемных средств, управления рисками;

- деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

-природоохранные мероприятия;

- иная информация.

Особое место занимают сведения об энергосбережении. В той же Информации № ПЗ-10/2012 Минфин напоминает, что исходя из законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (в частности, части 5 статьи 22 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ) предусмотренные этим законодательством сведения должны быть включены в информацию, сопутствующую годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Таким образом, пояснительная записка, как минимум, должна содержать сведения об энергосбережении.

Аудиторское заключение

В связи с утратой силы с 1 января 2013 г. Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ пункт "г" части 2 статьи 13 этого закона не подлежит применению. Исходя из этого с 1 января 2013 г. аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающее достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, не входят в состав этой отчетности (см. Информацию Минфина РФ № ПЗ-10/2012).

Указанная позиция подтверждена Минфином в письме от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724.

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: