Состав форм годовой бухгалтерской отчетности определен статьей 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Порядок применения указанной нормы при составлении отчетности за 2012 год разъяснен Минфином России в Информации № ПЗ-10/2012 и в рекомендациях для аудиторов (письмо от 09.01.2013 № 07-02-18/01).
Применимые нормативные документы
В статье 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) определен только состав форм годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом в п. 2 ст. 21 Закона № 402-ФЗ указано, что федеральными стандартами по бухгалтерскому учету устанавливаются:
- состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
- и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств.
Пунктом 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ установлено, что до утверждения федеральных стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, принятые до вступления в силу Закона № 402-ФЗ, то есть до 1 января 2013 года. Речь идет о действующих ПБУ, методических указаниях и методических рекомендациях, утвержденных Минфином РФ, для кредитных организаций – Банком России.
Таким образом, при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год организациям следует руководствоваться:
- Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н);
- Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
- Приказом Минфина РФ от 27.07.2012 № 109н «О бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщиков»;
- Приказом Минфина РФ от 10.01.2007 № 3н «Об особенностях бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов».
Состав форм отчетности коммерческих организаций
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность коммерческих организаций состоит из:
- бухгалтерского баланса,
- отчета о финансовых результатах
- и приложений к ним.
Согласно разъяснениям Минфина, в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах (см. Информацию № ПЗ-10/2012).
Состав форм отчетности некоммерческих организаций
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из:
- бухгалтерского баланса,
- отчета о целевом использовании средств
- и приложений к ним.
Согласно разъяснениям Минфина, в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. отчет о целевом использовании полученных средств должен именоваться отчетом о целевом использовании средств (см. Информацию № ПЗ-10/2012).
При этом некоммерческая организация приводит в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели об отдельных доходах и расходах (финансовых результатах) обособленно применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах в случае, когда:
- в отчетном году эта некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;
- показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;
- раскрытия данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
- без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.
Что относится к приложениям в составе бухгалтерской отчетности
В отношении состава приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (состава приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств) продолжает действовать Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее – Приказ № 66н).
Согласно пунктам 3 и 4 этого приказа в состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах входят:
-отчет об изменениях капитала;
-отчет о движении денежных средств;
- иные приложения (пояснения).
Форма пояснений
Пояснения могут быть оформлены организацией (п. 4 Приказа № 66н):
- (либо) полностью в текстовой форме;
- (либо) в табличной и текстовой форме.
При выборе второго варианта Минфин рекомендует использовать таблицы, приведенные в приложении № 3 к Приказу № 66н, то есть форму 0710005. При этом в составе пояснений надо представить только заполненные таблицы, то есть те, по которым у организации есть показатели, подлежащие раскрытию в пояснениях. Организация вправе разработать свои таблицы, взяв за основу таблицы из формы 0710005.
Информация, раскрываемая в пояснениях
Как указано в письме Минфина РФ от 09.01.2013 № 07-02-18/01, состав и содержание пояснений подлежат определению организацией самостоятельно исходя из взаимосвязанных положений:
- пунктов 24-27 ПБУ 4/99;
- норм других положений по бухгалтерскому учету в части раскрытия информации;
- подпункта "б" пункта 4 Приказа № 66н.
В каждом ПБУ есть раздел о раскрытии информации в бухгалтерской отчетности (формировании отчетной информации) по конкретному объекту бухгалтерского учета. Вся перечисленная в этих разделах информация должна быть отражена в бухгалтерской отчетности:
- в соответствующих формах бухгалтерской отчетности;
- (или) в табличной части пояснений;
- (или) в текстовой части пояснений (все, что не вошло в формы отчетности или в табличную часть пояснений).
Согласно п. 24 ПБУ 4/99 пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны:
1) раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации. Порядок раскрытия этих сведений установлен ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»;
2) обеспечивать пользователей дополнительными данными. Перечень дополнительных данных приведен в п. 27 ПБУ 4/99. Кроме этого, по мнению Минфина (письмо от 09.01.2013 № 07-02-18/01), к дополнительным данным относятся:
- информация об инновациях и модернизации производства;
- информация о рисках хозяйственной деятельности организации;
- информация об экологической деятельности организации;
- информация о вознаграждениях, выплаченных управленческому персоналу.
Пояснительная записка
В Информации Минфина РФ № ПЗ-10/2012 указано, что в связи с утратой силы с 1 января 2013 г. Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" пункт "д" части 2 статьи 13 этого закона не подлежит применению. Исходя из этого с 1 января 2013 г. пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако в силу части 1 статьи 30 Закона № 402-ФЗ продолжает применяться раздел VIII ПБУ 4/99 «Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности».
Согласно п. 39 ПБУ 4/99 организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В дополнительной информации раскрываются:
- динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет;
- планируемое развитие организации;
- предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
- политика в отношении заемных средств, управления рисками;
- деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
-природоохранные мероприятия;
- иная информация.
Особое место занимают сведения об энергосбережении. В той же Информации № ПЗ-10/2012 Минфин напоминает, что исходя из законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (в частности, части 5 статьи 22 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ) предусмотренные этим законодательством сведения должны быть включены в информацию, сопутствующую годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Таким образом, пояснительная записка, как минимум, должна содержать сведения об энергосбережении.
Аудиторское заключение
В связи с утратой силы с 1 января 2013 г. Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ пункт "г" части 2 статьи 13 этого закона не подлежит применению. Исходя из этого с 1 января 2013 г. аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающее достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, не входят в состав этой отчетности (см. Информацию Минфина РФ № ПЗ-10/2012).
Указанная позиция подтверждена Минфином в письме от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724.