Одним из принципов регулирования бухгалтерского учета, установленных законом о бухгалтерском учете, является упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства (п. 3 ст. 20 Закона № 402-ФЗ).
Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее – приказ № 66н) в приложении № 5 утверждены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства.
Организации - субъекты малого предпринимательства вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке с применением форм бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, приведенных в приложении № 1 к Приказу № 66н. При этом указанные формы этими организациями могут заполняться только по группам статей (без детализации показателей по статьям) (пп. «а» п. 6 Приказа № 66н).
Что касается других форм отчетности, то согласно пп. «б» п. 6 Приказа № 66н в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках малые предприятия приводят только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Важность информации оценивается организацией самостоятельно при формировании бухгалтерской отчетности.
В Информации № ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее – Информация) Минфин РФ разъясняет, что такое упрощенная отчетность:
1) решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 17 Информации);
2) субъект малого предпринимательства может раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства (п. 19 Информации).
Примечание «НВ». В этом пункте речь идет о пояснениях, которые включаются в состав бухгалтерской отчетности всеми организациями, независимо от их статуса. О содержании пояснений – см. стр. 6-9. Естественно, что субъекты малого предпринимательства дают в пояснениях меньший объем информации, поскольку они вправе не применять некоторые ПБУ (2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 18/02);
3) субъект малого предпринимательства приводит в бухгалтерской отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности (п. 20 Информации).
Таким образом, исходя из вышеприведенных законодательных норм и Информации Минфина, следует, что в составе отчетности субъекта малого предпринимательства должны быть представлены все формы отчетности (включая пояснения), но в упрощенном (сокращенном) варианте.
В связи с чем в бухгалтерской учетной политике организации следует утвердить:
- применяемые формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (обычные или сокращенные);
- перечень показателей для отражения в отчете об изменениях капитала и отчете о движении денежных средств;
- состав показателей, отражаемых в пояснениях, и форму пояснений (табличная и (или) текстовая).