Авалист – поручитель, лицо, совершающее аваль. Принимает ответственность за выполнение обязательств каким-либо из обязанных по векселю лиц – акцептантом, векселедателем, индоссантом; оформляется либо гарантийной надписью авалиста на векселе или дополнительном листе, либо выдачей отдельного документа. Объем и характер ответственности авалиста соответствует объему и характеру ответственности лица, за которого дан аваль. Авалист, оплативший вексель, имеет право требовать возмещения платежа с того лица, за которое он дал аваль, а также с лиц, ответственных перед последним.
Аваль – вексельное поручительство, дается поручителем в качестве дополнительной гарантии вексельного обязательства.
Авизо (от итал. avviso) – извещение одного предприятия (учреждения, организации, обособленного подразделения) другому о состоянии взаимных расчетов или расчетов с третьими лицами.
Авизо применяется для оформления взаимных бухгалтерских проводок в головной организации и ее обособленных подразделениях, выделенных на отдельный баланс; материнской и дочерней компаниях; организациях, производящих взаиморасчеты и т.п.
Например, головная организация, имеющая филиал в другом субъекте РФ, определила налоговую базу по налогу на прибыль за отчетный период в целом по организации, произвела расчет доли налоговой базы, приходящейся на филиал, и исчислила налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет субъекта РФ, в котором зарегистрирован филиал. Сумма налога к уплате филиалом за отчетный квартал составила 100 000 руб. Филиал начислит указанную сумму на основании авизо, выписанного головной организацией. Головная организация в авизо укажет: «В бухгалтерском учете головной организации 30.06.2011 произведены следующие записи: Дебет 68, субсчет «Налог на прибыль. Расчеты с бюджетом субъекта РФ» Кредит 79-2, аналитический счет «Филиал №1» - 100 000 руб. Прошу произвести в бухгалтерском учете филиала соответствующие записи по дебету субсчета 79-2». Подписывает авизо главный бухгалтер организации.
Автоматизированная форма бухгалтерского учета – форма бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники с автоматическим вводом исходных данных и получением выходных форм. С помощью компьютерной программы производятся: вычислительная обработка оправдательных документов; группировка и обобщение данных оправдательных документов в соответствующих разрезах; составление учетных регистров хронологического, синтетического и аналитического учета; подготовка данных для заполнения бухгалтерской отчетности, проведения инвентаризации и анализа хозяйственной деятельности. Степень автоматизации учетных работ, уровень обработки учетных данных, детализация, объем и виды выходных форм зависят от применяемой организацией компьютерной программы.
Аккредитив (от лат. accredo – доверяю) – перечисление покупателем денежных средств в банк, обслуживающий поставщика. Полученные средства используются в течение установленного срока для расчетов с поставщиком за фактически отгруженные покупателю товары (оказанные услуги, выполненные работы).
Посредством аккредитива осуществляются безналичные расчеты.
При расчетах по аккредитиву банк-эмитент по поручению плательщика открывает аккредитив на получателя денежных средств. Перечисляет денежные средства на расчетный счет получателя исполняющий банк. Исполняющим банком может быть банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк.
Когда получатель выполнит условия договора (произведет отгрузку, завершит выполнение работы, окажет услугу) и предоставит соответствующие документы в исполняющий банк (товарные накладные, акты и т.п.), банк произведет платеж в пользу получателя.
Об открытии аккредитива и его условиях банк-эмитент сообщает получателю средств через исполняющий банк либо через банк получателя средств. Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке. Передача документов об открытии аккредитива и его условиях, о подтверждении аккредитива, об изменении условий аккредитива или его закрытии, а также о согласии банка на принятие (отказе в принятии) представленных документов может осуществляться банками с использованием любых средств связи, позволяющих достоверно установить отправителя документа.
Размер и порядок оплаты услуг банков при расчетах по аккредитивам регулируются условиями договоров, заключаемых с клиентами, и соглашениями между банками, участвующими в расчетах по аккредитивам.
При расчетах по аккредитиву плательщик представляет в банк-эмитент два экземпляра заявления на открытие аккредитива, в котором поручает банку-эмитенту открыть аккредитив. Форму заявления на открытие аккредитива банк-эмитент разрабатывает самостоятельно.
На основании заявления на открытие аккредитива банк-эмитент составляет аккредитив на бланке формы 0401063 (форма бланка и описание его полей приведены в приложениях 5-7 к Положению Банка России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»).
Аккредитив обособлен и независим от основного договора.
Активно-пассивные счета – это счета бухгалтерского учета, имеющие признаки активных и пассивных счетов. В этих счетах сальдо может быть и дебетовым, и кредитовым (активно-пассивный счет с односторонним сальдо), либо одновременно с дебетовым и кредитовым сальдо (активно-пассивный счет с двухсторонним сальдо). Примером активно-пассивного счета с двухсторонним сальдо является балансовый счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Дебетовое сальдо по этому счету показывает сумму дебиторской задолженности и отражается в активе баланса. Кредитовое сальдо по счету 76 показывает сумму кредиторской задолженности и отражается в пассиве баланса. К активно-пассивным счетам с односторонним сальдо относится счет 84. Дебетовое сальдо по этому счету означает непокрытый убыток (отражается в пассиве баланса в скобках как вычитаемая величина), а кредитовое сальдо – нераспределенную прибыль (отражается в пассиве баланса).
Активные счета – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются активы организации (внеоборотные и оборотные). Они дают показатели о наличии, составе и движении этих активов. В активных счетах увеличение средств записывается по дебету, а уменьшение – по кредиту. Сальдо счета может быть только дебетовым и отражается в активе баланса. Например, активными являются балансовые счета 10 «Материалы», 41 «Товары», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета».
Акцепт (от лат. acceptus – принятый):
1) согласие на предложение заключить договор на определенных условиях;
2) при безналичных расчетах – согласие покупателя на оплату счета поставщика. Акцепт может быть предварительным и последующим. При предварительном акцепте счета поставщиков считаются акцептованными, если плательщик не заявил банку отказ в течение установленного срока.
Акцептант переводного векселя – то же, что и трассат или плательщик после акцепта векселя. Акцептант и векселедатель являются главными вексельными должниками.
Акцептованный вексель – вексель, имеющий акцепт (согласие) плательщика на его оплату. Акцепт оформляется надписью на векселе («акцептован», «принят», «обязуюсь заплатить» и т.д.) и подписью трассата. Положение о переводном и простом векселе определяет, что одна подпись плательщика также имеет силу акцепта.
Акционерное общество - общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Учредительным документом акционерного общества является его устав, утвержденный учредителями (статьи 96, 98 ГК РФ). Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ст. 97 ГК РФ).
Аллонж – дополнительный лист бумаги, прикрепленный к векселю, на котором совершаются передаточные надписи, если на оборотной стороне векселя они не умещаются. На аллонже может быть совершен также аваль. В тексте Положения о переводном и простом векселе термин «аллонж» отсутствует, во всех случаях применяется понятие «дополнительный лист».
Амортизация основных средств (от лат. amortisatio – погашение) – процесс постепенного снашивания основных средств и перенесения их стоимости на производимые материальные и нематериальные блага.
Аналитический учет – это учет, дающий детализированные показатели в денежном, а в необходимых случаях и в натуральном выражении. Детализация показателей устанавливается предприятием самостоятельно в зависимости от конкретных условий и потребности в получении сведений для оперативного управления. Аналитический учет имущества организации обеспечивает его сохранность.
Аналитический учет неразрывно связан с синтетическим учетом и ведется с целью детализации этого учета. Сам по себе аналитический учет существовать не может, он жестко привязан к синтетическому учету. Например, к синтетическому счету бухгалтерского учета 01 «Основные средства» открывают субсчета, отражающие характер использования объектов основных средств: субсчет 1 «Основные средства в эксплуатации», субсчет 2 «Основные средства, переданные в аренду», субсчет 3 «Основные средства, переведенные на консервацию» и др. К этим субсчетам открывают счета аналитического учета – по группам основных средств, по местам хранения (цех, подразделение, помещение и др.), материально ответственным лицам. Субсчета и счета аналитического учета – это аналитические счета. Синтетическим является только балансовый счет 01.
Аренда – по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Регулируется главой 34 ГК РФ.
Аффилированные лица – физические и юридические лица, способные оказать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Аффилированными лицами юридического лица являются:
член его Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;
лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.
Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:
лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;
юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица (ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).
.
.