Адрес электронной почты:
aga3133@gmail.com
Информация, обзоры, комментарии, консультации, школа бухгалтера
14.07.2015

Годовая бухгалтерская отчетность: общие требования, состав форм отчетности, детализация статей отчетности

14.07.2015

Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

 

Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта содержатся в ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).

 

Достоверность

 

Согласно п. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Таким образом, уже в общих требованиях законом названы обязательные формы, которые должны представляться в составе бухгалтерской отчетности всеми организациями, а именно:

- бухгалтерский баланс (информация для оценки финансового положения);

- отчет о прибылях и убытках (информация о финансовом результате деятельности за отчетный период);

- отчет о движении денежных средств (информация о движении денежных средств за отчетный период);

- отчет об изменениях капитала и пояснения (расшифровки и детализация информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности).

Бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей.

Пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности являются:

- учредители (участники), инвесторы, кредитные организации, кредиторы, покупатели, поставщики и др. (п. 42 ПБУ 4/99);

- налоговые органы (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ);

- другие лица, заинтересованные в информации об организации.

 

Методология

 

В п. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ также определена методологическая основа формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе:

1) данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета. Требования к регистрам бухгалтерского учета содержатся в ст. 10 Закона № 402-ФЗ. Согласно п. 3 указанной статьи не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета;

2) (и) информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами по бухгалтерскому учету. В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ до утверждения федеральных и отраслевых стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные Минфином РФ до 01.01 2013 г.

 

Нормативные документы, регулирующие порядок составления годовой бухгалтерской отчетности за 2014 год

 

Порядок составления и представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014 год регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

- статьями 13-18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

- приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности» (далее – приказ № 66н);

- ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н;

- ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств», утв. приказом Минфина РФ от 02.02.2011 № 11н;

- разделы III – V Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н;

- иными положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) в части раскрытия информации в бухгалтерской отчетности.

 

Состав форм бухгалтерской отчетности коммерческих организаций

 

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность коммерческой организации за 2014 год составляется в объеме следующих форм:

1) бухгалтерского баланса (код по ОКУД 0710001);

2) отчета о финансовых результатах (код по ОКУД 0710002);

3) приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

- отчет об изменениях капитала (код по ОКУД 0710003);

- отчет о движении денежных средств (код по ОКУД 0710004);

- пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Формы 0710001, 0710002, 0710003 и 0710004 относятся к типовым формам. Это означает, что никакие строки и показатели из этих форм не могут быть удалены. В случаях, когда у организации нет того или иного показателя, в соответствующих полях формы проставляются прочерки.

Пояснения могут быть оформлены организацией в виде таблиц и текстовой части, либо только в виде текстового документа. Рекомендуемые Минфином таблицы пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (форма 0710005) могут быть изменены: дополнены или сокращены. Организация вправе разработать свои таблицы, взяв за основу таблицы из формы 0710005.

Если организация для оформления табличной части пояснений использует таблицы формы 0710005, то в эти таблицы включаются только те строки и показатели, по которым у организации есть числовые значения. Если у организации нет каких-либо объектов учета, то соответствующие разделы (подразделы) исключаются из формы 0710005. Например, если у организации нет нематериальных активов и расходов на НИОКР, то раздел 1 включать в пояснения не требуется.

 

Особенности бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства

 

Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" в приложении № 5 утверждены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства.

Что касается других форм отчетности, то согласно пп. «б» п. 6 приказа № 66н в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках малые предприятия приводят только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Важность информации оценивается организацией самостоятельно при формировании бухгалтерской отчетности.

Обратите внимание! Закон № 402-ФЗ не содержит специальной нормы о составе форм бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства. Федеральный стандарт по бухгалтерской отчетности малых предприятий в настоящее время не принят.

 

Состав форм бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций

 

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации за 2014 год составляется в объеме следующих форм:

1) бухгалтерского баланса (код по ОКУД 0710001);

2) отчета о целевом использовании средств (код по ОКУД 0710006);

3) приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств:

- отчет об изменениях капитала (код по ОКУД 0710003);

- отчет о движении денежных средств (код по ОКУД 0710004);

- пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств.

Кроме этого, как указано в Информации Минфина РФ № ПЗ-10/2012, некоммерческая организация приводит в бухгалтерской (финансовой) отчетности показатели об отдельных доходах и расходах (финансовых результатах) обособленно применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах в случае, когда:

- в отчетном году эта некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;

- показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;

- раскрытие данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;

- без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.

 

Отчетность социально ориентированных некоммерческих организаций

 

В приложении № 6 к приказу № 66н утверждены формы Бухгалтерского баланса (0710001) и Отчета о целевом использовании средств (0710006) для социально ориентированных некоммерческих организаций.

Другие формы отчетности (0710003, 0710004 и пояснения) составляются в общеустановленном порядке.

 

Пояснения в составе годовой бухгалтерской отчетности

 

Как указано в письме Минфина РФ от 09.01.2013 № 07-02-18/01, состав и содержание пояснений подлежат определению организацией самостоятельно исходя из взаимосвязанных положений:

- пунктов 24-27 ПБУ 4/99;

- норм других положений по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ) в части раскрытия информации;

- подпункта "б" пункта 4 приказа № 66н.

В каждом ПБУ есть раздел о раскрытии информации в бухгалтерской отчетности (формировании отчетной информации) по конкретному объекту бухгалтерского учета. Вся перечисленная в этих разделах информация должна быть отражена в бухгалтерской отчетности:

- в соответствующих формах бухгалтерской отчетности;

- (или) в табличной части пояснений;

- (или) в текстовой части пояснений (все, что не вошло в формы отчетности или в табличную часть пояснений).

Согласно п. 24 ПБУ 4/99 пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны:

1) раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации. Порядок раскрытия этих сведений установлен ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»;

2) обеспечивать пользователей дополнительными данными. Перечень дополнительных данных приведен в п. 27 ПБУ 4/99.

В частности, к таким данным относятся сведения:

- о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода отдельных видов нематериальных активов, основных средств, арендованных основных средств, финансовых вложений;

- о наличии на начало и конец отчетного периода отдельных видов дебиторской и кредиторской задолженности;

- об объемах продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам (отраслям) деятельности и географическим рынкам сбыта (деятельности);

- о составе затрат на производство (издержках обращения);

- о составе прочих доходов и расходов;

- о чрезвычайных фактах хозяйственной деятельности и их последствиях;

- о любых выданных и полученных обеспечениях обязательств и платежей организации;

- о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной деятельности;

- о составе резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов, наличии их на начало и конец отчетного периода, движении средств каждого резерва в течение отчетного периода;

- о прекращенных операциях;

- об аффилированных лицах;

- о государственной помощи;

- о количестве акций, выпущенных акционерным обществом и полностью оплаченных; количестве акций, выпущенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности акционерного общества, ее дочерних и зависимых обществ.

Кроме этого, по мнению Минфина (письмо от 09.01.2013 № 07-02-18/01), к дополнительным данным относятся:

- информация об инновациях и модернизации производства;

- информация о рисках хозяйственной деятельности организации;

- информация об экологической деятельности организации;

- информация о вознаграждениях, выплаченных управленческому персоналу.

- информация об энергосбережении (данные о совокупных затратах на оплату использованных в течение календарного года энергетических ресурсов).

 

Пояснительная записка

 

Согласно Информации Минфина РФ № ПЗ-10/2012 с 1 января 2013 г. пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако в силу п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ продолжает применяться раздел VIII ПБУ 4/99 «Информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности».

Согласно п. 39 ПБУ 4/99 организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В дополнительной информации раскрываются:

- динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации за ряд лет;

- планируемое развитие организации;

- предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;

- политика в отношении заемных средств, управления рисками;

- деятельность организации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- природоохранные мероприятия;

- иная информация.

 

Аудиторское заключение

 

Согласно п. 41 ПБУ 4/99 к бухгалтерской отчетности должна прилагаться итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного аудита бухгалтерской отчетности.

Случаи обязательного аудита годовой бухгалтерской отчетности установлены статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», а также иными федеральными законами.

В частности, обязательный аудит проводится в случаях, когда:

- объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб.;

- (или) сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 60 млн. руб.

Обязательному ежегодному аудиту, независимо от выручки и суммы активов, подлежат:

1) акционерные общества;

2) организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;

3) кредитные организации, бюро кредитных историй;

4) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

5) страховые организации, общества взаимного страхования;

6) клиринговые организации;

5) организаторы торговли на рынке ценных бумаг;

6) акционерные инвестиционные фонды и управляющие компании этих фондов;

7) управляющие компании паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов;

8) негосударственные пенсионные и иные фонды;

9) организации, представляющие пользователям и (или) публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

10) организации, подлежащие обязательному аудиту в силу иных федеральных законов.

Требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения, а также к порядку формирования мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности установлены Федеральным стандартом аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», утвержденным приказом Минфина РФ от 20.05.2010 № 46н.

 

Обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности

 

Организации представляют по одному обязательному экземпляру составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (п.п. 1 и 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

Бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п.8 ст. 13 закона № 402-ФЗ).

В случае представления годовой бухгалтерской отчетности в несколько адресов такая отчетность должна быть подписана одними и теми же уполномоченными лицами (Информация Минфина РФ № ПЗ-10/2012).

К обязательному экземпляру годовой бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, представляется аудиторское заключение о ней:

- одновременно с представлением отчетности;

- (или) не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности утвержден приказом Росстата от 29.12.2012 № 670.

Порядок обеспечения заинтересованных пользователей данными годовой бухгалтерской отчетности юридических лиц установлен административным регламентом, утвержденным приказом Росстата от 20.05.2013 № 183.

Обратите внимание! Годовая бухгалтерская отчетность должна храниться постоянно (п. 351 подраздела 4.1 Перечня документов, утв. приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558).

 

Детализация показателей бухгалтерского баланса

 

Согласно п. 11 ПБУ 4/99 показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности, и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. При этом показатели об отдельных видах активов и обязательств могут приводиться в бухгалтерском балансе общей суммой с раскрытием в пояснениях, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Детализацию показателей по статьям бухгалтерского баланса организации определяют самостоятельно (п. 3 приказа № 66н).

В п. 20 ПБУ 4/99 приведен перечень числовых показателей бухгалтерского баланса в разрезе групп статей и статей, относящихся к соответствующим группам.

В случае существенности соответствующих статей данные о них должны быть раскрыты непосредственно в бухгалтерском балансе. Признак существенности организация устанавливает в учетной политике.

Например, в разделе «Бухгалтерская отчетность» учетной политики может быть сделана такая запись:

«Для целей формирования бухгалтерского баланса существенными признаются показатели, составляющие 5 (пять) и более процентов от суммы соответствующих активов (обязательств) (количественный показатель).

Показатель менее 5% может быть признан существенным в случае, если неотражение в бухгалтерском балансе этого показателя способно повлиять на мнение пользователей о финансовом состоянии организации (качественный показатель). Решение о признании качественного показателя существенным принимается при составлении годовой бухгалтерской отчетности руководителем организации».

 

Детализация показателей отчета о прибылях и убытках

 

Порядок детализации показателей отчета о прибылях и убытках прямо регулируется положениями по бухгалтерскому учету:

1) выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности (п. 18.1 ПБУ 9/99);

2) в случае выделения в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов (п. 21.1 ПБУ10/99).

В учетной политике организация может установить для детализации показателей отчета о прибылях и убытках критерий существенности менее 5 процентов.

 

В отношении отражения прочих доходов и расходов п. 18.2 ПБУ 9/99 и п. 21.2 ПБУ 10/99 установлено следующее правило. Прочие доходы (расходы) могут не показываться в отчете о прибылях и убытках развернуто по отношению к соответствующим расходам (доходам), когда:

- соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение доходов (расходов);

- расходы и связанные с ними доходы, возникшие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности, не являются существенными для характеристики финансового положения организации.

Порядок применения этой нормы должен быть закреплен в учетной политике. Если организация примет решение об отражении вышеуказанных доходов и расходов свернуто (на нетто-основе), то в учетной политике необходимо привести конкретный перечень таких доходов и расходов.

 

 

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: