Для получения платежной карты клиент заключает договор с банком на открытие карточного счета и его обслуживание. Платежные карты могут быть расчетными и кредитными. Банк, который выпускает (выдает клиенту) платежную карту, называется банком-эмитентом этой карты.
При оформлении расчетной карты клиент вносит денежные средства на свой карточный счет. Расчеты этой картой могут осуществляться только в пределах расходного лимита, установленного банком. Этот лимит устанавливается в пределах собственных средств клиента на его карточном счете. Если сумма покупки превысит остаток средств клиента на его карточном счете, то в покупке ему будет отказано.
Есть виды расчетных карт, по которым банк устанавливает расходный лимит в пределах собственных средств клиента плюс кредит банка на определенную сумму и определенный срок (как правило, не более 1-го месяца). При расчетах такой картой недостаток собственных средств покрывается за счет заемных средств банка (овердрафта).
Кредитная карта предоставляет клиенту банка кредит на оговоренную договором сумму. В пределах этой суммы клиент может делать покупки.
Расчеты между банком и организацией (индивидуальным предпринимателем), принимающей платежи от покупателей по банковским картам, осуществляются на основе договора эквайринга. Банк-эквайрер производит расчеты с организациями торговли по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, держатели которых не являются клиентами данного банка. Одновременно банк-эквайрер может выпускать (эмитировать) собственные платежные карты.
В договоре необходимо предусмотреть:
- порядок авторизации карт;
- обеспечение магазина необходимым техническим оборудованием;
- условия расчетов за товары;
- порядок зачисления выручки на расчетный счет магазина;
- комиссионные (торговая уступка), плата за аренду оборудования, пр.
При этом устройство для считывания информации с платежных карт должно входить в состав ККТ или обеспечивать ввод в нее информации о проведенном расчете с использованием платежной карты (п.6 Положения от 23.07.2007 № 470).
Согласно п. 6 Положения от 23.07.2007 № 470 при расчетах платежными картами ККТ должна обеспечить печать не только кассового чека, но и документа, подтверждающего факт расчета с использованием платежной карты. Этот документ называют слипом.
Требования к реквизитам такого документа (слипа) содержатся в пункте 3.3 Положения об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утвержденного ЦБ РФ 24.12.2004г. № 266-П. Этими реквизитами являются:
- идентификатор электронного терминала или другого технического средства, предназначенного для совершения операций с использованием платежных карт;
- вид операции;
- дата совершения операции;
- сумма операции;
- валюта операции;
- сумма комиссии (если имеет место);
- код авторизации;
- реквизиты платежной карты.
Слип составляют, как правило, в 3-х экземплярах: первый вручается покупателю (клиенту), второй сдается инкассатору для передачи в банк, третий передают в бухгалтерию с отчетом кассира.
Необходимое количество экземпляров устанавливается договором банка с организацией (индивидуальным предпринимателем). Слип подписывает покупатель (клиент). Кассир (продавец, администратор, официант, иной специалист, принимающий выручку) обязан сличить подпись покупателя (клиента) с образцом его подписи на банковской карте.
Сроки инкассации слипов устанавливаются договором между банком и организацией (индивидуальным предпринимателем). Слипы передают инкассатору по реестру. Реестр составляют в двух экземплярах. Один экземпляр реестра передают инкассатору, второй экземпляр с распиской инкассатора передается в бухгалтерию организации (индивидуальному предпринимателю).
Если организация (индивидуальный предприниматель) использует электронный терминал, то в момент совершения операции по оплате товаров формируется электронный документ о проведенной операции, который регистрируется в электронном журнале. Электронным журналом называется документ или совокупность документов в электронной форме, сформированные за определенный период времени при совершении операций с использованием электронного терминала. На бумажном носителе оформляется квитанция терминала. Каждая из сторон совершенной операции получает экземпляр такой квитанции.
После получения реестра слипов или электронного журнала банк зачисляет на счет организации (индивидуального предпринимателя) денежные средства за проданные товары.
Расчеты с использованием карт могут быть двух видов:
1) расчеты с применением импринтера: делается оттиск с карты на слип. Слип является документом, который подтверждает проведение операций с использованием банковской карты. Для подтверждения сделки слип передают в банк, где решается вопрос о действительности платежа;
2) расчеты с применением POS-терминалов: информация считывается с магнитной полосы банковской карты. POS-терминал запрашивает по коммуникационным сетям в банке подтверждение на авторизацию платежа и выдает слип после его получения. При авторизации карты с помощью терминала ее владелец, как правило, набирает pin-код, известный только ему. Данные о банковской карте и сумме платежа передаются в банк для проверки состояния карточного счета клиента. Если остаток средств или условия овердрафта позволяют произвести расчет за покупки (выполнить транзакцию), то запрашиваемая сумма блокируется на счете. Затем генерируется код авторизации, который передается в торговую точку. При нехватке средств на счете клиента генерируется код отказа, который также передается в магазин.
Платежи с помощью банковских карт являются безналичными. Поэтому выручку от продажи товаров по банковским картам следует «пробивать» отдельно. Например, в ККТ можно создать отдел «Банковские карты». Тогда в Z-отчете наличные и безналичные платежи будут отражаться раздельно.
В журнале кассира-операциониста формы КМ-4 безналичную выручку показывают в графах 12-13 «Оплачено по документам». Обратите внимание! При сдаче в конце смены денежной наличности в главную кассу приходный кассовый ордер на безналичную выручку оформлять не надо.