ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам"
ПБУ 12 регулирует: порядок раскрытия информации по сегментам в бухгалтерской отчетности.
ПБУ 12 обязаны применять: организации - эмитенты публично размещаемых ценных бумаг. Иные организации, принявшие решение раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию по сегментам и закрепившие это решение в бухгалтерской учетной политике, должны руководствоваться ПБУ 12.
Раскрытие информации по сегментам должно обеспечивать заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности организации информацией, позволяющей оценить:
а) отраслевую специфику деятельности организации,
б) ее хозяйственную структуру,
в) распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности.
Выделение сегментов для отчетности – это обособление финансовой информации о части деятельности организации.
Сравните с МСФО 8
Операционный сегмент – это компонент предприятия:
а) который может генерировать доходы и нести расходы;
б) операционные результаты деятельности сегмента контролируются и анализируются руководителем предприятия, отвечающим за операционные решения;
в) в отношении которого имеется дискретная финансовая информация.
Основой выделения сегментов могут быть:
а) производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;
б) основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг;
в) географические регионы, в которых осуществляется деятельность;
г) структурные подразделения организации.
Сегмент считается отчетным:
1) при выполнении хотя бы одного из условий (п.10 ПБУ 12):
(или) выручка сегмента от продаж покупателям (заказчикам) организации и подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами составляет не менее 10 процентов общей суммы выручки всех сегментов;
(или) финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента составляет не менее 10 процентов от наибольшей из двух величин:
- суммарной прибыли сегментов, финансовым результатом которых является прибыль,
- или суммарного убытка сегментов, финансовым результатом которых является убыток;
(или) активы сегмента составляют не менее 10 процентов суммарных активов всех сегментов;
2) если информация о сегменте будет полезна пользователям;
3) необходимо выделить большее количество сегментов;
4) два и более сходных сегмента (с показателями ниже установленных п. 10 ПБУ 12) могут быть объединены в один сегмент.
На отчетные сегменты в бухгалтерской отчетности организации должно приходиться не менее 75% выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации.
Если на отчетные сегменты приходится менее 75% выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяет ли каждый из них в отдельности условиям, предусмотренным п.10 ПБУ 12.
При количестве отчетных сегментов более 10 следует проанализировать возможность объединения сегментов.
Показатели деятельности организации, которые не вошли в отчетные сегменты, отражаются в бухгалтерской отчетности как прочие сегменты.
Информация по отчетным сегментам должна быть последовательной и сопоставимой.
Раскрытие информации по отчетным сегментам заключается в следующем.
I. В пояснениях к бухгалтерской отчетности раскрывается:
1) общая информация об отчетном сегменте:
- описание основы выделения отчетных сегментов,
- случаи объединения сегментов;
- наименование вида (группы) продукции, товаров, работ, услуг, от продажи которых организация получает выручку в каждом отчетном сегменте и прочих сегментах;
2) показатели отчетных сегментов;
3) способы оценки показателей отчетных сегментов;
4) сопоставление совокупных показателей отчетных сегментов с величиной соответствующих статей бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках;
5) иная информация, предусмотренная ПБУ 12/2010.
II. Следующие показатели отчетного сегмента приводятся в оценке, в которой они представляются полномочным лицам организации для принятия решений (по данным управленческого учета):
1) по каждому отчетному сегменту раскрываются следующие показатели:
а) финансовый результат (прибыль или убыток) за отчетный период;
б) общая величина активов на отчетную дату;
в) общая величина обязательств на отчетную дату (если такие данные представляются полномочным лицам организации).
2) следующая информация раскрывается в случаях, когда она содержится в управленческой отчетности:
а) выручка от продаж покупателям (заказчикам) организации;
б) подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами;
в) проценты (дивиденды) к получению;
г) проценты к уплате;
д) величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам;
е) иные существенные доходы и расходы;
ж) налог на прибыль организаций;
з) величина внеоборотных активов.
III. Следующие показатели отчетного сегмента приводятся в оценке, принятой в бухгалтерской отчетности:
1) выручка от продаж покупателям (заказчикам) организации по каждому виду продукции, товаров, работ, услуг или однородных групп продукции, товаров, работ, услуг;
2) по каждому географическому региону:
- величина выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации, в том числе отдельно от продаж в Российской Федерации и от продаж за рубежом;
- стоимость внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса организации, в том числе размещенных на территории Российской Федерации, размещенных за рубежом;
3) о покупателях (заказчиках), выручка от продаж которым составляет не менее 10 процентов общей выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации:
- наименование покупателя (заказчика);
- общая величина выручки от продаж такому покупателю (заказчику);
- наименование отчетного сегмента (отчетных сегментов), к которому относится данная выручка.
Примечание. Указанные в п.III показатели могут не раскрываться, если их подготовка противоречит требованию рациональности.
Поделиться с друзьями: