Сущность метода цены последующей реализации
Метод цены последующей реализации является методом определения соответствия цены в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления валовой рентабельности, полученной лицом, совершившим анализируемую сделку, при последующей реализации (перепродаже) им товара, приобретенного им в этой анализируемой сделке (группе однородных сделок), с рыночным интервалом валовой рентабельности.
Глоссарий
Валовая рентабельность – отношение валовой прибыли к выручке от продаж, исчисленной без учета акцизов и налога на добавленную стоимость (пп. 1 п. ст. 105.8 НК РФ).
Анализируемая сделка – сделка (совокупность сделок) между лицами, признаваемыми для целей налогообложения взаимозависимыми (п. 1ст. 105.5 НК РФ).
В каких случаях применяется метод цены последующей реализации
Использование метода цены последующей реализации является приоритетным по сравнению с другими методами для определения соответствия рыночным ценам цен, по которым товар:
- приобретается в рамках анализируемой сделки;
- и перепродается без переработки в рамках сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми.
Анализируется сделка, в которой продавец и перепродавец являются взаимозависимыми лицами, на предмет оценки соответствия цен, примененных в сделке, рыночным ценам, и соответственно необходимости перерасчета доходов продавца для целей налогообложения.
Указанный метод используется в следующих случаях:
1. Лицо, осуществляющее перепродажу, не владеет объектами нематериальных активов, оказывающими существенное влияние на уровень его валовой рентабельности;
2. При перепродаже товара осуществляются следующие операции:
1) подготовка товара к перепродаже и транспортировке (деление товаров на партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
2) смешивание товаров, если характеристики конечной продукции (полуфабрикатов) существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.
Правила определения рыночных цен по методу цены последующей реализации
Пунктами 3 – 5 ст. 105.10 НК РФ установлены следующие правила определения рыночных цен методом цены последующей реализации:
(п. 3) если перепродавец осуществляет перепродажу товаров невзаимозависимым лицам по разным ценам, то при определении интервала рентабельности в качестве цены последующей реализации товара используется средневзвешенная цена этого товара по всем таким сделкам.
(п. 4) если валовая рентабельность перепродавца находится в пределах интервала рентабельности, то для целей налогообложения признается, что цена, по которой товар приобретен в контролируемой сделке, соответствует рыночной цене;
(п. 5) если валовая рентабельность перепродавца:
а) меньше минимального значения интервала рентабельности, то рыночная цена определяется как фактическая цена последующей реализации товара и валовой рентабельности, которая соответствует минимальному значению интервала рентабельности;
б) превышает максимальное значение интервала рентабельности, то рыночная цена определяется исходя из фактической цены последующей реализации товара и валовой рентабельности, которая соответствует максимальному значению интервала рентабельности.
Пример
Организация-перепродавец на УСН в налоговом периоде приобретала товары для перепродажи, в том числе у взаимозависимого лица (продавца), применяющего общий режим налогообложения. Налоговый контроль в данном случае осуществляется в отношении доходов продавца на предмет необходимости корректировки (доначислений) налоговой базы по налогу на прибыль и НДС.
Перепродавец приобретал аналогичный товар также у других поставщиков (по 5 сделкам), которые не являлись с ним взаимозависимыми лицами.
Перепродавец продавал товары невзаимозависимым лицам.
Данные по анализируемой сделке представлены в таблице 1, а по сопоставляемым сделкам – в таблице 2.
Рыночный интервал валовой рентабельности определен в границах 21,4% - 41% (см. таблицу 3). Рентабельность анализируемой сделки составляет 55,4%, то есть выше максимального значения интервала рентабельности. Следовательно, доходы продавца по анализируемой сделке подлежат перерасчету с учетом фактической цены перепродажи и рыночного значения рентабельности:
168 000 тыс. руб. – (168 000 х 41%) тыс. руб. = 99 060 тыс. руб.
Таким образом, доходы продавца, применяющего общий режим налогообложения, должны быть скорректированы в сторону увеличения для целей налогообложения прибыли и НДС на 24 060 тыс. руб. (99 060 – 75 000).
Таблица 1. Анализируемая сделка
Количество товаров, единиц |
Покупная цена единицы товара, тыс. руб. |
Себестоимость товаров, тыс. руб. (стр.1х стр.2) |
Продажная цена единицы товара, тыс. руб. |
Выручка перепродавца, тыс. руб. (стр.1 х стр.4) |
Валовая прибыль перепродавца, тыс. руб. (стр. 5 – стр. 3) |
Валовая рентабельность перепродавца (стр. 6 : стр. 5) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 500 |
50 |
75 000 |
112 |
168 000 |
93 000 |
55,4% |
Таблица 2. Сопоставляемые сделки
№ п/п |
Количество товаров, единиц |
Покупная цена единицы товара, тыс. руб. |
Себестоимость товаров, тыс. руб. (стр.2 х стр.3) |
Продажная цена единицы товара, тыс. руб. |
Средневзвешенная цена*, тыс. руб. |
Выручка по средневзвешенным ценам, тыс. руб. (стр.2 х стр.6) |
Валовая прибыль перепродавца, тыс. руб. (стр. 7 – стр. 4) |
Валовая рентабельность перепродавца (стр. 8 : стр. 7) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
400 |
50 |
20 000 |
100 |
101,76 |
40 702 |
20 702 |
50,9% |
2 |
800 |
60 |
48 000 |
100 |
101,76 |
81 405 |
33 405 |
41% |
3 |
500 |
70 |
35 000 |
100 |
101,76 |
50 878 |
15 878 |
31,2% |
4 |
300 |
80 |
24 000 |
110 |
101,76 |
30 527 |
6 527 |
21,4% |
5 |
50 |
80 |
4 000 |
112 |
101,76 |
5 088 |
1 088 |
21,4% |
*Расчет средневзвешенной цены: (400 х 100 + 800 х 100 +500 х 100 + 300 х 110 + 50 х 112) / (400 + 800 + 500 + 300 + 50) |
Таблица 3. Определение рыночного интервала рентабельности
Значения валовой рентабельности в порядке возрастания |
21,4% |
21,4% |
31,2% |
41% |
50,9% |
Нумерация сделок в порядке возрастания показателя валовой рентабельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Число значений рентабельности, деленное на 4 – 1,25 (5 : 4) Минимальное значение интервала рентабельности (ближайшее целое число после 1,25) - № 2 (21,4%) |
|||||
Число значений рентабельности, умноженное на 0,75 – 3,75 (0,75 х 5) Максимальное значение интервала рентабельности (ближайшее целое число после 3,75) - № 4 (41%) |
|||||
Рыночный интервал валовой рентабельности: 21,4% - 41% |