В каких случаях применяется метод сопоставимой рентабельности
Метод сопоставимой рентабельности может использоваться при отсутствии или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и, соответственно, использовать метод последующей реализации или затратный метод.
Сущность метода
Метод сопоставимой рентабельности заключается в сопоставлении операционной рентабельности, сложившейся у лица, являющегося стороной анализируемой сделки, с рыночным интервалом операционной рентабельности в сопоставимых сделках.
В качестве показателя операционной рентабельности могут быть использованы:
- рентабельность продаж;
- рентабельность затрат;
- рентабельность коммерческих и управленческих расходов;
- рентабельность активов;
- иной показатель рентабельности, отражающий взаимосвязь между осуществляемыми функциями, используемыми активами и принимаемыми экономическими (коммерческими) рисками и уровнем вознаграждения.
Как выбрать показатель рентабельности
При выборе конкретного показателя рентабельности учитываются:
1) в отношении лица, являющегося стороной анализируемой сделки:
- вид деятельности;
- осуществляемые функции;
- используемые активы;
- (и) принимаемые экономические (коммерческие) риски;
2) полнота, достоверность и сопоставимость данных, используемых для расчета соответствующей рентабельности;
3) экономическая обоснованность выбранного показателя рентабельности.
Особенности использования показателей рентабельности
Рентабельность продаж используется:
- при последующей перепродаже товаров, приобретенных у лиц, являющихся взаимозависимыми с лицом, осуществляющим перепродажу, лицам, которые не являются взаимозависимыми с ним;
- при последующей перепродаже товаров, приобретенных у лиц, не являющихся взаимозависимыми с лицом, осуществляющим перепродажу, лицам, которые являются взаимозависимыми с ним.
Валовая рентабельность коммерческих и управленческих расходов используется в случаях, если лицо, осуществляющее перепродажу, несет незначительные экономические (коммерческие) риски при приобретении и последующей перепродаже товаров в непродолжительный период и при этом существует прямая взаимосвязь между величиной валовой прибыли от продаж лица, осуществляющего перепродажу, и величиной осуществленных им коммерческих и управленческих расходов.
Рентабельность затрат используется при выполнении работ, оказании услуг, а также при производстве товаров.
Рентабельность активов используется при производстве товаров (в частности, если анализируемые сделки совершаются лицами, которые осуществляют капиталоемкую деятельность).
Чья рентабельность сопоставляется с рыночным интервалом рентабельности
При использовании метода сопоставимой рентабельности с рыночным интервалом рентабельности сопоставляется рентабельность той стороны анализируемой сделки, которая:
1) осуществляет функции, вклад которых в полученную прибыль по сделкам, последовательно совершенным с одним и тем же товаром, меньше, чем вклад другой стороны анализируемой сделки;
2) принимает меньшие экономические (коммерческие) риски, чем другая сторона анализируемой сделки;
3) не владеет объектами нематериальных активов, оказывающими существенное влияние на уровень рентабельности.
В случае, если сторона анализируемой сделки не отвечает вышеперечисленным требованиям, то для сопоставления с рыночным интервалом рентабельности выбирается та сторона анализируемой сделки, которая в наибольшей степени отвечает указанным требованиям.
Алгоритм определения рыночной цены
Если рентабельность по контролируемой сделке находится в пределах рыночного интервала рентабельности, то для целей налогообложения признается, что цена, примененная в этой сделке, соответствует рыночным ценам.
Если рентабельность по контролируемой сделке меньше минимального значения интервала рентабельности, то для целей налогообложения учитывается минимальное значение интервала рентабельности, исходя из которого рассчитывается рыночная цена.
Если рентабельность по контролируемой сделке превышает максимальное значение интервала рентабельности, то для целей налогообложения учитывается максимальное значение интервала рентабельности, исходя из которого рассчитывается рыночная цена.
Пример
Организация, применяющая общий режим налогообложения, владеет имущественным комплексом (коммерческой недвижимостью) и сдает его в аренду взаимозависимым лицам, применяющим специальные налоговые режимы. Договоров аренды с лицами, не являющимися взаимозависимыми у организации нет. Кроме этого, организация осуществляет деятельность в области розничной торговли.
У налогового органа имеется общедоступная информация в виде бухгалтерской отчетности четырех организаций, основным видом деятельности которых является сдача коммерческой недвижимости в аренду, осуществляющих эту деятельность в сопоставимых условиях.
Для определения рыночной цены использован метод сопоставимой рентабельности. В качестве показателя операционной рентабельности использованы показатели рентабельности затрат. Данные для расчета показателей рентабельности взяты из отчетов о финансовых результатах (форма 0710002) анализируемой и сопоставляемых организаций.
Рентабельность затрат определяется как отношение прибыли от продаж к сумме себестоимости проданных товаров (работ, услуг), коммерческих и управленческих расходов, связанных с продажей товаров (работ, услуг).
Согласно п. 18.1 ПБУ 9/99 выручка организации (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются в бухгалтерской отчетности по каждому виду в отдельности.
Симметричное правило установлено пунктом 21.1 ПБУ 10/99 для отражения в бухгалтерской отчетности расходов: в случае выделения в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов.
Таким образом, для расчета показателей рентабельности используются следующие показатели из отчетов о финансовых результатах:
- выручка от сдачи имущества в аренду (выручка от оказания услуг);
- себестоимость продаж (в части оказания услуг);
- управленческие расходы.
При этом управленческие расходы, приходящиеся на выручку от оказания услуг, определены расчетным путем. Показатель «коммерческие расходы» не использовался, поскольку указанные расходы связаны исключительно с торговыми операциями и расходами на продажу готовой продукции.
В таблице 1 представлены показатели бухгалтерской отчетности анализируемой и сопоставляемых организаций и произведен расчет рентабельности затрат.
В таблице 2 произведен расчет рыночного интервала рентабельности затрат.
Рентабельность затрат анализируемой организации (2,73%) ниже минимального значения рыночного интервала рентабельности затрат (5,56%). Соответственно, доходы этой организации от сдачи имущества в аренду взаимозависимым лицам подлежат пересчету исходя из рентабельности затрат 5,56%. Поскольку анализируемая организация сдает площади в аренду только взаимозависимым лицам, то перерасчет доходов от сдачи имущества в аренду можно произвести по данным, отраженным в отчете о финансовых результатах: (75 000 + 12 900) х 1,0556 = 92 787 тыс. руб.
Разница между доходами (выручкой от аренлы), отраженными в бухгалтерской и налоговой отчетности, и доходами, исчисленными по рыночным ценам, составляет 2 487 тыс. руб. (92 787 – 90 300). Следовательно, на указанную сумму подлежат корректировке налоговая база по налогу на прибыль и налоговая база по НДС.
Таблица 1. Расчет рентабельности затрат по данным отчетов о финансовых результатах
(тыс. руб.)
Показатель |
Код строки |
Анализируемая организация |
Сопоставляемые организации |
|||
ООО «А» |
ЗАО «Б» |
ООО «В» |
ООО «Г» |
|||
Выручка |
2110 |
210 000 |
500 000 |
300 000 |
800 000 |
250 000 |
в т.ч. аренда |
2111 |
90 300 |
400 000 |
180 000 |
500 000 |
250 000 |
Себестоимость продаж |
2120 |
100 000 |
310 000 |
100 000 |
650 000 |
240 000 |
в т.ч. аренда |
2121 |
75 000 |
230 000 |
90 000 |
350 000 |
240 000 |
Валовая прибыль (убыток) |
2100 |
110 000 |
190 000 |
200 000 |
150 000 |
10 000 |
в т.ч. аренда (стр.2111 – стр. 2121) |
2101 |
15 300 |
170 000 |
90 000 |
150 000 |
10 000 |
Коммерческие расходы |
2210 |
20 000 |
5 000 |
- |
40 000 |
- |
Управленческие расходы |
2220 |
30 000 |
180 000 |
80 000 |
150 000 |
- |
в т.ч. аренда (стр.2220 х стр.2111/ стр.2110) |
2221 |
12 900 |
144 000 |
48 000 |
93 750 |
- |
Прибыль (убыток) от продаж |
2200 |
60 000 |
5 000 |
120 000 |
(40 000) |
10 000 |
в т.ч. аренда (стр.2101 – стр.2221) |
2201 |
2 400 |
26 000 |
42 000 |
56 250 |
10 000 |
Рентабельность затрат стр.2201/(стр.2121 + стр.2221) |
х |
2,73% |
6,95% |
30,43% |
12,68% |
4,17% |
Таблица 2. Определение рыночного интервала рентабельности затрат
Значения рентабельности затрат в порядке возрастания |
4,17% |
6,95% |
12,68% |
30,43% |
Нумерация показателей рентабельности затрат в порядке возрастания |
1 |
2 |
3 |
4 |
Число значений рентабельности, деленное на 4 – 1 (4 : 4) Минимальное значение интервала рентабельности (среднее арифметическое значений № 1 и № 2): (4,17% + 6,95%)/2 = 5,56% |
||||
Число значений рентабельности, умноженное на 0,75 – 3 (4 х 0,75) Максимальное значение интервала рентабельности (среднее арифметическое значений № 3 и № 4): (12,68% + 30,43%)/2 = 21,56% |
||||
Рыночный интервал рентабельности затрат: 5,56% – 21,56% |