Банковская гарантия
Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ глава 11 «Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов» части 1 НК РФ дополнена новой статьей 74.1 «Банковская гарантия», которая расширила использование в налоговой сфере банковской гарантии.
Указанная статья вступает в силу с 01.10.2013 г.
Обязанность по уплате налога может быть обеспечена банковской гарантией в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов.
В силу выданной банковской гарантии банк (гарант) обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате:
- налога и соответствующих пеней;
- сбора и соответствующих пеней;
- штрафов;
- пеней.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога (сбора, штрафа, пеней) в установленный срок налогоплательщиком налоговый орган в течение 5-ти дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога направляет гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии. Требование направляется в письменной форме или электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Обязательство по банковской гарантии подлежит исполнению гарантом в течение 5-ти дней со дня получения им требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии.
Банковская гарантия может быть выдана только банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям. Этот перечень ведется Минфином России на основании сведений, полученных от Центрального банка РФ, и размещается на официальном сайте Минфина www.minfin.ru.
Для включения в перечень банк должен удовлетворять следующим требованиям (п. 4 ст. 74.1 НК РФ):
1) наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком РФ, и осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;
2) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее 1 миллиарда рублей;
3) соблюдение обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на все отчетные даты в течение последних 6 месяцев;
4) отсутствие требования ЦБ РФ об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка на основании Федеральных законов от 25.02.1999 № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и от 27.10.2008 № 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года".
Пунктом 5 ст. 74.1 установлены следующие требования к банковской гарантии:
1) банковская гарантия должна быть безотзывной и непередаваемой;
2) банковская гарантия не может содержать указание на представление налоговым органом гаранту документов, которые не предусмотрены статьей 74.1;
3) срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через 6 месяцев со дня истечения установленного срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной банковской гарантией, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом;
4) сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение гарантом в полном объеме обязанности налогоплательщика по уплате налога и уплате соответствующих пеней, если иное не предусмотрено НК РФ;
5) банковская гарантия должна предусматривать применение налоговым органом мер по взысканию с гаранта сумм, обязанность по уплате которых обеспечена банковской гарантией, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 НК РФ, в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока действия банковской гарантии.
Согласно п. 8 ст. 74.1 НК РФ гарант не вправе отказать налоговому органу в удовлетворении требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии (за исключением случая, если такое требование предъявлено гаранту после окончания срока, на который выдана банковская гарантия).
Соответствующие изменения, связанные с появлением статьи 74.1 НК РФ, внесены в ст. 61 «Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа», ст. 64 «Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора» и ст. 72 «Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов» части 1 НК РФ.
Согласно п. 5 ст. 61 (в новой редакции) изменение срока уплаты налога и сбора может быть обеспечено залогом имущества, поручительством либо банковской гарантией.
Согласно п. 5.3 ст. 64 (в новой редакции) по требованию уполномоченного органа, принимающего решение о предоставлении рассрочки или отсрочки по уплате налогов (сборов), заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, поручительство либо банковская гарантия.
Согласно п. 8 ст. 64 решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на:
- сумму задолженности;
- налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка;
- сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов;
- документы об имуществе, которое является предметом залога, поручительство либо банковскую гарантию.
В соответствии с п. 1 ст. 72 (в новой редакции) исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами:
- залогом имущества;
- поручительством;
- пеней;
- приостановлением операций по счетам в банке;
- наложением ареста на имущество налогоплательщика;
- банковской гарантией.
В связи с тем, что в часть 1 НК РФ введена общая норма о банковской гарантии, необходимые корректировки внесены в статью 176.1 «Заявительный порядок возмещения налога» главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части 2 НК РФ.
В пункте 4 ст. 176.1 НК РФ теперь не содержатся требования, которым должны удовлетворять банки для выдачи гарантии для возмещения НДС в заявительном порядке. Это связано с тем, что пунктом 4 ст. 74.1 НКРФ установлены общие требования к банкам-гарантам.
Банковская гарантия для заявительного порядка возмещения НДС также должна отвечать требованиям, установленным п. 5 ст. 74.1 НК РФ. При этом новой редакцией п. 4 ст. 176.1 НК РФ предусмотрены следующие особенности указанных банковских гарантий:
- срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через 8 месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению;
- сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджеты бюджетной системы РФ в полном объеме суммы налога, заявляемой к возмещению.
В целях устранения дублирования норм статьи 74.1 из статьи 176.1 НК РФ исключены пункты 5 (об исключении банков из перечня), 6 (о требованиях к банковской гарантии) и 21 (порядок направления налоговым органом требования к банку и исполнения банком указанного требования).
Аналогично банковская гарантия для освобождения от уплаты авансового платежа акциза, предоставляемая налогоплательщиками акцизов, может быть выдана банком, включенным в перечень банков, предусмотренный ст. 74.1 НК РФ. Сама банковская гарантия должна удовлетворять общим требованиям с учетом особенностей, установленных новой редакцией п. 12 ст. 204 НК РФ. Соответствующие изменения внесены в ст. 204 «Сроки и порядок уплаты акциза при совершении операций с подакцизными товарами» главы 22 «Акцизы» части 2 НК РФ.
Уточнены сроки вступления в силу нормативных актов, улучшающих положение налогоплательщиков
Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ изменена редакция абз. 4 п. 1 ст. 5 «Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени» части 1 НК РФ.
С 24.08.2013 г. акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 статьи 5 НК РФ, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
К вышеуказанным актам относятся:
- акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей (п. 3 ст. 5);
- акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение (п. 4 ст. 5).
Отменена обязанность сообщать в налоговые органы об участии в ООО и товариществах
Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ внесены поправки в пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ.
Статьей 23 НК РФ установлены обязанности налогоплательщиков. В частности, налогоплательщики-организации обязаны были сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения обо всех случаях участия в российских организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.
С 24.08.2013 г. не требуется сообщать об участии в российских хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью.
На заметку
Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом (п. 1 ст. 66 Гражданского кодекса РФ).
Отменена обязанность сообщать в налоговые органы о реорганизации (ликвидации) организации
С 24.08.2013 г. Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ признан утратившим силу пп. 4 п. 2 ст. 23 «Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)» части 1 НК РФ.
Согласно отмененной в настоящее время норме налогоплательщики обязаны были сообщать в налоговые органы в течение 3-х дней со дня принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.
Уточнены полномочия налоговых органов по изданию форм и форматов документов, используемых в налоговых правоотношениях
Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ изменена редакция пункта 4 ст. 31 «Права налоговых органов» части 1 НК РФ. Изменения вступили в силу 24.08.2013г.
Уточнено, что ФНС России утверждает формы и форматы:
- документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- порядок заполнения форм указанных документов;
- порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
При этом Налоговым кодексом полномочия по утверждению форм и форматов некоторых конкретных документов могут быть прямо возложены на иной федеральный орган исполнительной власти.
Вышеуказанным законом также внесены изменения в ст. 46 «Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств» части 1 НК РФ.
Новым абзацем 2 п. 2 ст. 46 НК РФ установлена обязанность ФНС России утверждать:
- форму и порядок направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя бюджетную систему Российской Федерации на бумажном носителе;
- форму и порядок направления в банк поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации на бумажном носителе;
- электронные форматы указанных поручений (по согласованию с ЦБ РФ).
При этом порядок направления в банки указанных поручений в электронном виде утверждает ЦБ РФ по согласованию с ФНС России (абз. 3 п. 2 ст. 46).
Новым пунктом 4.1 ст. 46 НК РФ установлена обязанность ФНС России утверждать формы и порядок направления в банк на бумажных носителях:
- решения налогового органа о приостановлении действия поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему РФ;
- решения налогового органа о приостановлении поручения на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему РФ;
- решения налогового органа об отмене приостановления действия поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему РФ;
- решения налогового органа об отмене приостановления действия поручения на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему РФ;
- решения об отзыве не исполненных (полностью или частично) поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков (налоговых агентов) - организаций или индивидуальных предпринимателей в бюджетную систему РФ;
- решения об отзыве не исполненных (полностью или частично) поручений на перевод электронных денежных средств налогоплательщиков (налоговых агентов) - организаций или индивидуальных предпринимателей в бюджетную систему РФ.
Электронные форматы этих решений утверждает ФНС России по согласованию с ЦБ РФ, а порядок их направления в банк в электронном виде утверждает ЦБ РФ по согласованию с ФНС России.
Регламентирован порядок направления налоговыми органами документов налогоплательщикам
Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ пункт 4 ст. 31 «Права налоговых органов» части 1 НК РФ дополнен абзацем 2, которым устанавливается порядок направления налогоплательщикам документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В случаях, когда порядок передачи налоговым органом документов прямо не предусмотрен Налоговым кодексом, документы могут быть переданы лицу, которому они адресованы, или его представителю следующими способами:
- непосредственно под расписку,
- направлены по почте заказным письмом:
- переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Лицам, на которых Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, указанные документы передаются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается 6-й день со дня отправки заказного письма (абз. 3 п. 4 ст. 31 НК РФ).
Новые нормы пункта 4 ст. 31 НК РФ применяются с 24.08.2013 г.
Расширен перечень документов, представляемых налоговым органом налогоплательщикам
Изменения внесены Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ в статью 32 «Обязанности налоговых органов» части 1 НК РФ, применяются с 24.08.2013 г.
Налоговые органы обязаны:
1) передать (направить) налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу (пп. 10 п. 1 ст. 32):
- справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса;
- справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса;
2) представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (пп. 14 п. 1 ст. 32).
Приостановление, возобновление и отзыв поручений на списание денежных средств налогоплательщиков
С 24.08.2013 г. Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ в статью 46 НК РФ вводится новый пункт 4.1, регулирующий порядок приостановления, возобновления, а также отзыва поручений налогового органа на списание денежных средств со счетов (перевод электронных денежных средств) организаций и индивидуальных предпринимателей в бюджеты РФ.
Действие поручения налогового органа приостанавливается в следующих случаях:
- по решению налогового органа о приостановлении действия соответствующего поручения при принятии налоговым органом решения в соответствии с п. 6 ст. 64 НК РФ о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога;
- при поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, находящиеся в банках;
- по решению вышестоящего налогового органа.
Действие поручения налогового органа о списании денежных средств (переводе электронных денег) возобновляется по решению налогового органа об отмене приостановления действия соответствующего поручения.
Налоговые органы принимают решение об отзыве не исполненных (полностью или частично) поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов (перевод электронных денежных средств) организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях:
- изменения срока уплаты налога и сбора, пени, штрафа в соответствии с главой 9 НК РФ;
- исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, в том числе в связи с произведенным зачетом в соответствии со ст. 78 НК РФ;
- списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, процентов, предусмотренных главой 9, статьей 176.1 НК РФ, признанных безнадежными к взысканию в соответствии со ст. 59 НК РФ;
- уменьшения сумм налога, сбора, пени по уточненной налоговой декларации, представленной в соответствии со ст. 81 НК РФ;
- поступления в налоговый орган от банка информации об остатках денежных средств на других счетах (остатках электронных денежных средств) налогоплательщика.
С заявлением в суд обращается налоговый орган по месту жительства физического лица
Согласно абз. 1 п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога (сбора, пеней, штрафов) налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об их уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица.
С 24.08.2013 г. в указанном абзаце закреплена норма о том, что в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с заявлением в суд обращается налоговый орган по месту жительства физического лица.
Изменения в п. 1 ст. 48 НК РФ внесены Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ.
Новое основание для признания недоимки безнадежной
Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ пункт 1 статьи 59 «Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание» части 1 НК РФ дополнен подпунктом 4.1, установившим еще одно основание для признания недоимки (задолженности) безнадежной к взысканию (невозможной к уплате).
Недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами), признается безнадежной в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания недоимки, если через пять лет с даты ее образования ее размер в совокупности с размером задолженности по пеням и штрафам, относящимся к этой недоимке, не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения дела о банкротстве.
Норма применяется с 24.08.2013 г.
Определено, какие налоговые органы направляют требования об уплате налогов
В новой редакции пункта 5 ст. 69 «Требование об уплате налога и сбора» части 1 НК РФ уточнено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 НК РФ.
Изменения внесены Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ и применяются с 24.08.2013 г.
Уточнены сроки направления требования об уплате налогов и сборов
Внесены изменения в ст. 70 «Сроки направления требования об уплате налога и сбора» части 1 НК РФ.
По действующему правилу требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Исключение составляет требование об уплате налога по результатам налоговой проверки. Согласно п. 2 ст. 70 (в новой редакции) указанное требование должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (ранее было – 10 дней).
Уточнение внесено в абз. 1 п. 1 ст. 70 для случаев, когда сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей. Требование об уплате налога в пределах этой суммы должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки. Указанная норма не применяется в отношении требований по результатам налоговых проверок.
Изменения внесены Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ и применяются с 24.08.2013 г.
Обратите внимание! Правила, установленные ст.70 НК РФ, применяются в отношении сроков направления требования об уплате сбора, пеней, штрафа, процентов, а также требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.
Уточнены условия для наложения ареста на имущество налогоплательщика
Изменениями, внесенными Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ в статью 77 «Арест имущества» части 1 НК РФ регламентирован порядок наложения ареста на имущество налогоплательщика в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов.
Согласно п. 3 ст. 77 (в новой редакции) арест может быть применен:
- не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со ст. 46 НК РФ;
- (и) при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или его электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.
Аналогичная норма введена в п. 3.1 ст. 77 в отношении ареста общего имущества товарищей в целях обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета. Решение о наложении ареста на общее имущество товарищей и имущество управляющих товарищей может быть принято:
- не ранее принятия решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со ст. 46 НК РФ;
- (и) при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах инвестиционного товарищества, лиц, являющихся управляющими товарищами, либо при отсутствии информации о счетах указанных лиц.
Новые нормы применяются с 24.08.2013 г.
Арест имущества может быть заменен на залог
Согласно новому пункту 12.1 ст. 77 по просьбе налогоплательщика-организации, в отношении которого было принято решение о наложении ареста на имущество, налоговый орган вправе заменить арест имущества на залог имущества в соответствии со ст. 73 «Залог имущества» части 1 НК РФ.
Статьей 73 НК РФ регулируется порядок оформления залога имущества в качестве обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов и обращения взыскания на предмет залога.
Пункт 13 ст. 77 дополнен новым основанием для отмены уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа решения об аресте имущества. Указанное решение отменяется:
-при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов;
- (или) при заключении договора о залоге имущества.
Изменения внесены Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ и применяются с 24.08.2013 г.
Индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, сведения о численности представлять не будут
Уточнения внесены в абз. 3 п. 3 ст. 80 «Налоговая декларация» части 1 НК РФ.
Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год должны представлять в налоговый орган:
- организации;
- индивидуальные предприниматели, привлекавшие в указанный период наемных работников.
Согласно п. 3 ст. 80 в прежней редакции сведения о среднесписочной численности должны были представлять в налоговый орган все налогоплательщики.
Изменения внесены Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ и применяются с 24.08.2013 г.
Напомним читателям, что вышеуказанные сведения представляются не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Форма сведения утверждена Приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@.
Регламентирован порядок постановки на налоговый учет некоторых категорий налогоплательщиков
Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ внесены изменения в статью 83 «Учет организаций и физических лиц» части 1 НК РФ, которые применяются с 24.08.2013 г.
Указанная статья дополнена новыми пунктами, которые устанавливают порядок постановки на налоговый учет:
- управляющих компаний закрытых паевых инвестиционных фондов;
- ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (далее – КГН);
- участников договора инвестиционного товарищества.
Согласно п. 1.1 ст. 83 управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов, которым передано в доверительное управление недвижимое имущество указанных паевых инвестиционных фондов, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения этого недвижимого имущества. Согласно пп. 3 п. 5 и п. 5.1 (в новой редакции) ст. 83 местом нахождения недвижимого имущества управляющей компании является место фактического нахождения этого имущества.
Согласно п. 4.3 ст.83 постановка на учет организации в качестве ответственного участника КГН осуществляется налоговым органом, которым в соответствии со ст. 25.3 НК РФ зарегистрирован договор о создании КГН, в течение пяти дней с даты его регистрации. В тот же срок организации выдается (направляется) уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве ответственного участника КГН.
Согласно п. 4.4 ст. 83 постановка на учет организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, осуществляется налоговым органом, в который направляется копия договора инвестиционного товарищества, в течение пяти дней со дня ее получения либо сообщения о выполнении функций управляющего товарища в соответствии со ст. 24.1 НК РФ. В тот же срок организации выдается (направляется) уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета по договору инвестиционного товарищества. Постановка на учет организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, осуществляется налоговым органом по каждому договору инвестиционного товарищества отдельно.
Место нахождения транспортных средств для целей налогового учета
Согласно п. 5 ст. 83 НК РФ организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств.
Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ изменена редакция пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ. Теперь местом нахождения транспортных средств (кроме морского, речного и воздушного транспорта) признается место нахождения (жительства) собственника имущества. Ранее было – место государственной регистрации транспортного средства.
Таким образом, сдавать налоговые декларации по транспортному налогу, уплачивать транспортный налог и авансовые платежи в отношении автотранспорта организации должны только по месту своего нахождения.
Новая норма применяется с 24.08.2013 г.
Уточнены сроки постановки на налоговый учет
Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ внесены изменения в статью 84 «Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика» части 1 НК РФ.
По общему правилу налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления от физлица.
Внесенными изменениями установлены сроки для постановки на налоговый учет физических лиц в случае направления ими заявления по почте заказным письмом или в электронном виде по ТКС. На основании такого заявления налоговый орган осуществляет постановку на учет физического лица в течение пяти рабочих дней со дня получения от органов, указанных в п.п. 3 и 8 ст. 85 НК РФ, подтверждения содержащихся в заявлении сведений (п. 2 ст. 84 в новой редакции).
Примечание. В статье 85 НК РФ перечислены органы, учреждения, организации и должностные лица, в обязанности которых входит сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц.
Кроме этого, уточнен срок постановки на налоговый учет российской организации по месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение. Постановка на учет осуществляется налоговым органом на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в течение пяти рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в этот реестр (п. 2 ст. 84 в новой редакции).
Новые нормы применяются с 24.08.2013 г.
Уточнены порядок и сроки снятия с налогового учета
Уточнения внесены в отношении порядка и срока снятия с налогового учета:
- российской организации (в том числе в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков) по месту ее нахождения;
- российской организации по месту нахождения ее филиала, представительства;
- иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления деятельности на территории Российской Федерации через отделение.
Снятие с налогового учета производится в течение пяти рабочих дней со дня внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 4 ст. 84 в новой редакции).
Кроме этого, пунктом 5 ст. 84 в новой редакции закреплено, что снятие с учета в налоговых органах организаций и индивидуальных предпринимателей производится по всем основаниям в случаях:
- прекращения деятельности российской организации при ликвидации, в результате реорганизации, в иных случаях, установленных федеральными законами;
- прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. При этом снятия с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
К примеру, при ликвидации российской организации, имеющей обособленные подразделения и объекты недвижимости, на основании сведений из ЕГРЮЛ производится снятие с налогового учета этой организации по месту ее нахождения, а также по месту нахождения ее обособленных подразделений и недвижимого имущества.
Статья 84 дополнена новыми пунктами 5.2 и 5.3, регламентирующими порядок снятия с налогового учета ответственного участника КГН и участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища.
Согласно п. 5.2 ст. 84 снятие с учета организации в качестве ответственного участника КГН осуществляется налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня прекращения действия КГН. В тот же срок организации выдается (направляется) уведомление о снятии с учета в налоговом органе в качестве ответственного участника КГН.
Согласно п. 5.3 ст. 84 снятие с учета организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, осуществляется налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня получения сообщения о прекращении договора инвестиционного товарищества либо о прекращении выполнения функций управляющего товарища. В тот же срок организации выдается (направляется) уведомление о снятии с учета в налоговом органе в качестве участника договора инвестиционного товарищества - управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.
Изменения внесены Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ и применяются с 24.08.2013 г.