Проявить должную осмотрительность означает подтвердить законное право налогоплательщика заключать сделки с конкретным хозяйствующим субъектом, в том числе:
- подтвердить правоспособность контрагента,
- подтвердить правоспособность лица, действующего от его имени.
Как подтвердить:
1) до заключения договора (совершения сделки) запросить фрагмент выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) на сайте ФНС России www.nalog.ru. Услуга предоставляется бесплатно. На распечатанной выписке стоит дата, когда налогоплательщик обращался к базе данных ФНС;
2) (или) получить в регистрирующем органе за плату полную выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП)
[см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.06.2008 № Ф04-3476/2008 (6152-А45-15)];
3) проверка полномочий конкретных должностных лиц, которые от имени контрагента подписывают договор и документацию по сделке, для чего можно запросить у контрагента:
- копии учредительных документов (или извлечение из них в части полномочий исполнительных органов);
- приказ о вступлении руководителя организации в должность;
- образцы подписей руководителя, а при необходимости – учредителей, главного бухгалтера
[см. Постановление ФАС Московского округа от 12.03.2008 № КА-А40/691-08];
4) проверить информацию на официальном сайте ФНС России и сделать распечатку по результатам проверки:
- адреса массовой регистрации;
- юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;
- сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ;
5) на сайте регионального Управления ФНС проверить информацию о налогоплательщиках, имеющих задолженность. Указанная информация размещается межрайонными, районными и городскими Инспекциями ФНС соответствующего субъекта РФ.
Примеры из арбитражной практики, как налогоплательщики подтверждали должную осмотрительность:
1) налогоплательщик запросил инспекцию информацию о контрагенте:
- наличие или отсутствие недоимки по налогам;
- сдача контрагентом налоговой отчетности;
- факт внесения контрагента в состав недобросовестных налогоплательщиков
[Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.05.2008 № А05-10557/2007];
2) налогоплательщик представил доказательства, что он получил информацию о контрагенте из публичных источников (реклама в печатных изданиях, СМИ)
[Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.03.2009 № А21-3355/2007].
Проявление неосмотрительности с точки зрения ФНС:
1) отсутствие личных контактов с руководителем контрагента при заключении и подписании договора;
2) отсутствие информации у налогоплательщика:
- о фактическом местонахождении контрагента,
- о местонахождении складских и производственных помещений;
3) отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.).