Адрес электронной почты:
glavred_nv@mail.ru
Информация, обзоры, комментарии, консультации, школа бухгалтера
06.10.2012

Контроль и надзор за соблюдением требований к ККТ

06.10.2012

 

 

Контроль и надзор за соблюдением требований к ККТ

 

Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения утвержден Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 132н (далее – Регламент).

Согласно п. 2 Регламента государственную функцию по контролю за применением ККТ исполняют специалисты Инспекций по месту осуществления деятельности организации (кроме кредитных организаций) или индивидуального предпринимателя.

Проверяемыми объектами (лицами, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, надзору) являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт.

 

Срок проверки

 

Срок проведения проверки в каждом конкретном случае устанавливается руководителем (заместителем руководителя) Инспекции и не может превышать пяти рабочих дней. Срок исчисляется с даты выписки поручения руководителя (заместителя руководителя) Инспекции (п. 19 Регламента).

 

Последовательность административных процедур

 

Процедура налогового контроля за применением ККТ включает в себя следующие этапы (п. 20 Регламента):

а) проверка выдачи кассовых чеков, бланков строгой отчетности, выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу));

б) предъявление проверяемому лицу (организации или индивидуальному предпринимателю) поручения на проведение проверки;

в) рассмотрение проверяющими документов;

г) проверка соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения;

д) оформление результатов проверки.

 

Первый этап: проверка выдачи чеков (БСО)

 

Проверка выдачи кассовых чеков включает в себя приобретение товара (работ, услуг), оплату этих товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт, установления факта оформления (неоформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Указанные действия (процедуры проверки) проводятся в следующих формах:

форма контроля, основанная на визуальном наблюдении, с применением (без применения) способов видео-, аудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров покупателями (клиентами);

аналитические процедуры, направленные на выявление фактов выдачи или невыдачи кассовых чеков, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

На указанную процедуру отводится 1 рабочий день от даты поручения (п. 24 Регламента).

 

Второй этап: предъявление поручения

 

Налоговые инспекторы предоставляют проверяемому лицу поручение на проведение проверки и служебные удостоверения. Проверяемое лицо подписывает поручение с указанием своей должности и даты предъявления поручения. Проверяемое лицо может также написать на поручении отказ от ознакомления с поручением. В случае отсутствия проверяемого объекта или уклонения от ознакомления и подписания поручения налоговые инспекторы делают в нем соответствующую запись.

Пунктом 29 Регламента на этот этап отведено не более 2 рабочих дней от даты поручения.

 

Третий этап: рассмотрение документов

 

В зависимости от проверяемого периода и особенностей осуществления наличных денежных расчетов налоговые инспекторы рассматривают следующие документы (п. 34 Регламента):

- журнал кассира-операциониста;

- акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;

- журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;

- распечатки отчетов из фискальной памяти контрольно-кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти;

- контрольные ленты контрольно-кассовой техники на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;

- информацию из автоматизированной системы о выпущенных документах;

- справку-отчет кассира-операциониста;

- сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации;

- бланки строгой отчетности, копии бланков строгой отчетности, корешки документов;

- карточку регистрации контрольно-кассовой техники;

- паспорт контрольно-кассовой техники;

- договор о технической поддержке ККТ, заключенный проверяемым объектом и поставщиком (центром технического обслуживания) контрольно-кассовой техники;

- документацию, связанную с приобретением, регистрацией, перерегистрацией, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники.

Документы для проверки представляются в виде оригиналов или заверенных должным образом копий. При этом налоговые инспекторы не вправе требовать у проверяемого объекта документы и сведения, не относящиеся к предмету проверки, а также нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Инспекцию (п. 35 Регламента).

Срок рассмотрения документов не может превышать 1 рабочий день с даты предъявления проверяемому лицу поручения (п. 36 Регламента).

 

Четвертый этап: проверка соблюдения требований к ККТ

 

Этот этап включает в себя контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемым лицом в проверяемый период.

Контрольные действия по документальному изучению проводятся по документам проверяемого объекта, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации.

Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы и т.п.

Контрольные действия проводятся сплошным или выборочным способом.

 

На заметку

Сплошной способ - проведение контрольного действия в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций.

Выборочный способ - проведение контрольного действия в отношении части финансовых и хозяйственных операций.

 

Налоговые инспекторы в обязательном порядке проверят соответствие контрольно-кассовой техники, кассовых чеков, бланков строгой отчетности, документов, выполненных на бланках строгой отчетности, документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) установленным требованиям. Перечень обязательных действий, которые должны выполнить проверяющие, приведен в пункте 41 Регламента.

Для определения возможности выявления корректировки или фальсификации информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, регистрируемой контрольно-кассовой техникой, осуществляется проверка реквизитов, отпечатанных на кассовом чеке, в том числе в соответствии с документацией применяемой модели контрольно-кассовой техники. Проверка осуществляется с использованием реквизитов, фактически отпечатанных на кассовом чеке.

Непосредственно на месте установки контрольно-кассовой техники производится сверка фактического места установки контрольно-кассовой техники с данными, зафиксированными в документах о регистрации контрольно-кассовой техники.

В ходе проверки проверяемое лицо обязано давать необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, документы и заверенные копии документов, необходимые для проведения контрольных действий.

Максимальный срок выполнения четвертого этапа не может превышать 5 рабочих дней с даты выписки поручения (п. 42 Регламента).

 

Пятый этап: оформление результатов проверки

 

По результатам проверки составляется Акт, который подписывают налоговые инспекторы и проверяемое лицо. В случае если проверяемый объект или его представитель отсутствуют либо уклоняются от подписания Акта проверки, этот факт отражается в Акте, который направляется по почте заказным письмом по месту нахождения или месту жительства проверяемого объекта.

В Акте проверки указываются (п. 47 Регламента):

1) дата составления Акта проверки специалистами Инспекции;

2) полное наименование либо фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяемого объекта, его идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет;

3) фамилии, имена, отчества (при наличии) лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования Инспекции;

4) дата и номер поручения на проведение проверки;

5) перечень документов, полученных Инспекцией в ходе проверки;

6) даты начала и окончания проверки;

7) адрес места нахождения или места жительства проверяемого объекта;

8) документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.

Проверяемое лицо может изложить по фактам нарушений, отраженным в Акте проверки, свои замечания (возражения), сделав при этом запись в Акте проверки или в отдельном письменном объяснении.

Максимальный срок выполнения процедур данного этапа не может превышать 5 рабочих дней с даты выписки поручения (п. 50 Регламента).

 

Наказание

 

В случае выявления фактов нарушений законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники специалисты Инспекции возбуждают и осуществляют производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП Российской Федерации.

 

Административными правонарушениями являются (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

- неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ;

- применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям;

- использование ККТ с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения;

 - отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Ответственность за указанные правонарушения установлена в виде:

а) предупреждения;

б) или наложения административного штрафа:

- на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей;

- на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 рублей;

- на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей.

 

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных