Проверка полноты учета наличной денежной выручки
Порядок осуществления налоговыми органами контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей установлен Административным регламентом «исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (утв. Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н).
К проверяемым объектам по этому регламенту относятся организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт или их уполномоченные представители.
По результатам проверки составляется акт проверки полноты учета выручки денежных средств, а в случае выявления правонарушения возбуждается производство по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.
Срок проведения проверки
Срок проверки в каждом конкретном случае устанавливается руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции. При этом общий срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения.
Этапы проверки
Процедура проверки состоит из следующих этапов (раздел III регламента):
1. Руководитель (заместитель руководителя) налоговой инспекции принимает решение о проведении проверки.
2. Налоговые инспекторы предъявляют поручение на проведение проверки и служебные удостоверения.
3. В течение 2-х рабочих дней c даты предъявления поручения:
а) проверяемый объект ставит подпись, должность и дату на предъявленном поручении;
б) если проверяемого объекта нет на месте, или он отказывается расписаться в поручении, то налоговые инспекторы делают запись об этом в поручении;
4. В течение 1 рабочего дня с момента предъявления проверяемому объекту поручения:
а) проверяемый объект по запросу предъявляет оригиналы или заверенные в установленном порядке копии документов, необходимых для осуществления контроля (перечень документов – в п.п. 28 и 29 регламента). При этом требование нотариально заверенных копий является неправомерным (п. 30 регламента);
б) налоговыми инспекторами рассматриваются предоставленные документы, связанные с расчетами наличными денежными средствами и платежными картами:
- по приобретению, регистрации, вводу в эксплуатацию и применению ККТ;
- по изготовлению, приемке, учету, хранению, выдаче, инвентаризации и уничтожению бланков строгой отчетности (если проверяемый объект принимает выручку с использованием БСО);
- документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар, работу, услугу (если проверяемый объект является плательщиком ЕНВД);
в) налоговыми инспекторами рассматриваются предоставленные документы, которыми оформляются кассовые операции;
г) в акте проверки фиксируется факт рассмотрения документов.
5. В течение не более 20 рабочих дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения:
а) определяются объем и состав контрольных действий, а также методы, формы и способы проведения таких контрольных действий (перечень контрольных действий – п. 35 регламента);
б) проверяется полнота учета выручки денежных средств (способы проверки – п.п. 36 – 41 регламента);
в) устанавливаются (выявляются, фиксируются) факты неполного (полного) учета выручки денежных средств;
г) в акте проверки фиксируется результат проверки полноты учета выручки.
6. В течение не более 20 рабочих дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения:
а) составляется акт проверки в 2-х экземплярах (требования к оформлению акта и его реквизитам – п.п. 46-48 регламента);
б) по фактам нарушений принимаются от налогоплательщика письменные объяснения (замечания, возражения), делается об этом запись в акте;
в) подписывается акт проверки; если налогоплательщик уклоняется от подписания, то этот факт отражается в акте и акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения (месту жительства) проверяемого объекта;
г) один экземпляр акта передается проверяемому объекту;
д) при выявлении фактов нарушений законодательства возбуждается и осуществляется производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.
Права налоговых инспекторов при проведении проверки
При осуществлении контроля специалисты налоговой инспекции имеют право (п.7 регламента):
1) беспрепятственного доступа:
- к контрольно-кассовой технике проверяемого объекта;
- хранимым использованным контрольным лентам;
- накопителям фискальной памяти и программно-аппаратным средствам, обеспечивающим некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации в контрольно-кассовой технике;
- автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;
2) запрашивать для проверки документацию от проверяемого объекта, связанную с применением контрольно-кассовой техники и учетом денежных средств;
3) проводить проверку наличных денежных средств кассы и фактического наличия бланков строгой отчетности;
4) получать информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах;
5) получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во время осуществления контроля;
6) получать пароли контрольно-кассовой техники, необходимые для снятия отчетов показаний фискальной памяти и контрольной ленты;
7) взаимодействовать с органами внутренних дел Российской Федерации;
8) привлекать к административной ответственности объектов контроля в случаях и порядке, которые установлены КоАП Российской Федерации.
Обязанности проверяемого объекта
Проверяемые объекты, в отношении которых проводится проверка, обязаны (п.10 регламента):
1) обеспечивать налоговым инспекторам беспрепятственный доступ:
- к контрольно-кассовой технике;
- документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники;
- автоматизированным системам, формирующим бланки строгой отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;
2) представлять информацию о сформированных автоматизированными системами бланках строгой отчетности, заполнении бланков и выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);
3) давать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;
4) предоставлять в налоговую инспекцию по запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.
Документы, которые могут быть запрошены у проверяемого объекта
В ходе проверки запрашиваются следующие документы (п.п. 28, 29 регламента):
1. При осуществлении расчетов с применением ККТ:
а) документы, связанные с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники;
б) журнал кассира-операциониста;
в) акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;
г) журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;
д) распечатки отчетов из фискальной памяти контрольно-кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти;
е) контрольные ленты контрольно-кассовой техники на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;
ж) приходные и расходные кассовые ордера;
з) журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;
и) авансовые отчеты;
к) кассовая книга;
л) справка-отчет кассира-операциониста;
м) сведения о показаниях счетчиков контрольно- кассовых машин и выручке организации.
2. При применении бланков строгой отчетности (вместо чеков ККТ):
а) документы, связанные с изготовлением, приемкой, учетом, хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности;
а) бланки строгой отчетности, копии бланков строгой отчетности, корешки документов;
б) информация из автоматизированной системы о выпущенных документах:
- о сформированных автоматизированными системами бланках строгой отчетности;
- заполнении бланков;
- выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к кассовым чекам;
в) акт приемки бланков строгой отчетности;
г) книга учета бланков строгой отчетности;
д) акт о списании бланков строгой отчетности.
3. При отсутствии ККТ у налогоплательщика ЕНВД:
а) документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
4. Иные документы:
а) книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя;
б) книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
в) книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента;
г) книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
д) распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег;
е) иные необходимые для проверки первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета.
Контрольные действия
Состав и способы контрольных действий (п. 35 регламента):
1) документальное изучение финансовых и хозяйственных операций за проверяемый период:
- анализ и оценка информации, полученной из запрошенных документов;
2) фактическое изучение финансовых и хозяйственных операций за проверяемый период:
а) осмотр;
б) инвентаризация, в том числе:
- обязательная проверка наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, путем снятия остатка (пересчета) денежной наличности с учетом средств, выдаваемых кассиру перед началом рабочей смены в качестве разменной монеты. По результатам инвентаризации составляется акт о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, в двух экземплярах. До начала инвентаризации в акте оформляется расписка кассира о том, что в денежном ящике ККТ нет (или есть) личных денег кассира, а все кассовые документы, не переданные в бухгалтерию (администратору, старшему кассиру), предоставлены проверяющим (п. 36 регламента);
- проверка фактического наличия бланков строгой отчетности (по видам бланков с учетом начальных и конечных бланков документов), по итогам которой составляется акт проверки фактического наличия бланков строгой отчетности в двух экземплярах;
- проверка наличия у плательщиков ЕНВД, не применяющих ККТ, товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);
в) наблюдение, пересчет;
г) экспертиза: в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертные организации);
д) проверка соблюдения:
- требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее применения;
- порядка и условий применения бланков строгой отчетности;
- требований к автоматизированным системам для формирования бланков строгой отчетности и заполнения соответствующих документов, порядка и условий их применения;
- порядка и условий выдачи товарных чеков, квитанций и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);
3) получение от проверяемого объекта необходимых письменных объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим в ходе проверки, документов и заверенных копий документов;
4) способы изучения:
- сплошным способом – в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций;
- (или) выборочным способом – в отношении части финансовых и хозяйственных операций.
Определение полноты учета выручки
Порядок определения полноты учета денежной выручки установлен в п.п. 37-41 регламента.
1. При применении ККТ:
а) сравнивают суммы наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники на момент проведения инвентаризации, с данными, отраженными:
- в фискальном отчете,
- контрольной ленте контрольно-кассовой техники,
- записями в журнале кассира-операциониста;
б) записи в журнале кассира-операциониста сверяют с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов;
в) на контрольной ленте проверяется наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, сверяются номера и суммы кассовых чеков, распечатанных на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков (при их наличии);
г) проверяются количество фактов возврата, а также сумма денежных средств, возвращенная покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам.
2. При применении бланков строго отчетности:
а) определяют количество использованных бланков строгой отчетности за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки бланков строгой отчетности и актов инвентаризации бланков строгой отчетности;
б) сопоставляют с фактическим количеством копий использованных бланков
строгой отчетности (корешков документов), хранящихся у проверяемого объекта;
в) сумму выручки денежных средств, отраженную в учете проверяемого объекта, сопоставляют с суммами, отраженными в копиях использованных бланков строгой отчетности (корешках документов), хранящихся у проверяемого объекта.
Акт проверки
Требования к акту проверки установлены пунктами 47, 48 регламента:
1) акт должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц;
2) не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями специалиста налоговой инспекции и проверяемого объекта;
3) в акте проверки указываются:
- дата составления акта налоговым инспектором;
- полное наименование либо фамилия, имя, отчество (при наличии) проверяемого объекта, его ИНН и КПП;
- фамилии, имена, отчества (при наличии) налоговых инспекторов, проводивших проверку, их должности с указанием наименования инспекции;
- дата и номер поручения на проведение проверки;
- перечень документов, полученных налоговой инспекцией в ходе проверки;
- период, за который проведена проверка;
- даты начала и окончания проверки;
- адрес места нахождения или места жительства проверяемого объекта;
- документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе
проверки, или запись об отсутствии таковых.
В описании нарушений должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.
Права проверяемого объекта
Лица, у которых проводится проверка, имеют право (п.9 регламента):
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от налоговых инспекторов информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Административным регламентом;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с действиями (бездействием) налоговых инспекторов;
4) обжаловать действия (бездействие) налоговых инспекторов, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого объекта при проведении проверки, в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административная ответственность
Административная ответственность за нарушения в работе с денежной наличностью установлена ст. 15.1 КоАП РФ.
Согласно п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ к правонарушениям при работе с денежной наличностью и ведении кассовых операций относятся:
1. Осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров.
Предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами, между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. рублей. Указанное ограничение установлено Указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У.
2. Неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности.
3. Несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств.
Согласно п. 1.4 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П) юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег (свободные денежные средства).
Денежные средства в пределах установленного лимита могут храниться в кассе организации (индивидуального предпринимателя). При этом мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, их хранении и транспортировке определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно в локальном распорядительном документе (основание – п. 1.11 Положения № 373-П).
4. Накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Для ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, после выведения в кассовой книге (форма № КО-4) суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (лимит остатка наличных денег).
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель издают об установленном лимите остатка наличных денег распорядительный документ, который хранится в порядке, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель определяют лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к Положению № 373-П.
Вышеперечисленные правонарушения влекут наложение административного штрафа:
а) на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
б) на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.