Адрес электронной почты:
glavred_nv@mail.ru
Информация, обзоры, комментарии, консультации, школа бухгалтера
06.10.2012

Налоговый контроль за полнотой учета выручки

06.10.2012

 

Проверка полноты учета наличной денежной выручки

 

Порядок осуществления налоговыми органами контроля и  надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у  индивидуальных предпринимателей установлен Административным регламентом «исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (утв. Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н).

К  проверяемым   объектам по этому регламенту относятся организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт  или  их   уполномоченные представители.

По результатам проверки составляется акт проверки полноты учета выручки денежных средств, а в случае выявления правонарушения возбуждается производство по делу об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ.

 

Срок проведения проверки

 

Срок проверки в каждом конкретном случае устанавливается руководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции. При этом общий срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту поручения.

 

Этапы проверки

 

Процедура проверки состоит из следующих этапов (раздел III регламента):

1. Руководитель (заместитель руководителя) налоговой инспекции принимает решение о проведении проверки.

 

2. Налоговые инспекторы предъявляют поручение на проведение проверки и служебные удостоверения.

 

3. В течение 2-х рабочих дней c даты предъявления поручения:

а) проверяемый объект ставит подпись, должность и дату на предъявленном поручении;

б) если проверяемого объекта нет на месте, или он отказывается расписаться в поручении, то налоговые инспекторы делают запись об этом в поручении;

 

4. В течение 1 рабочего дня с момента предъявления проверяемому объекту поручения:

а) проверяемый объект по запросу предъявляет оригиналы или заверенные в установленном порядке копии документов, необходимых для осуществления контроля (перечень документов – в п.п. 28 и 29 регламента). При этом требование нотариально заверенных копий является неправомерным (п. 30 регламента);

б) налоговыми инспекторами рассматриваются предоставленные документы, связанные с расчетами наличными денежными средствами  и платежными картами:

- по приобретению, регистрации, вводу в эксплуатацию и применению ККТ;

- по изготовлению, приемке, учету, хранению, выдаче, инвентаризации и уничтожению бланков строгой отчетности (если проверяемый объект принимает выручку с использованием БСО);

- документы, связанные с выдачей товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар, работу, услугу (если проверяемый объект является плательщиком ЕНВД);

в) налоговыми инспекторами рассматриваются предоставленные документы, которыми оформляются кассовые операции;

г) в акте проверки фиксируется факт рассмотрения документов.

 

5. В течение не более 20 рабочих дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения:

а) определяются объем и состав контрольных действий, а также методы, формы и способы проведения  таких   контрольных действий (перечень контрольных действий – п. 35 регламента);

б) проверяется полнота учета выручки денежных средств (способы проверки – п.п. 36 – 41 регламента);

в) устанавливаются (выявляются,  фиксируются)  факты  неполного  (полного)   учета выручки денежных средств;

г) в акте проверки фиксируется результат проверки полноты учета выручки.

 

6. В течение не более 20 рабочих дней с момента предъявления проверяемому объекту поручения:

а) составляется акт проверки в 2-х экземплярах (требования к оформлению акта и его реквизитам – п.п. 46-48 регламента);

б) по фактам нарушений принимаются от налогоплательщика письменные объяснения (замечания, возражения), делается об этом запись в акте;

в)  подписывается акт проверки; если налогоплательщик уклоняется от подписания, то этот  факт  отражается  в  акте и акт направляется по почте заказным письмом по  месту  нахождения (месту жительства) проверяемого объекта;

г) один экземпляр акта передается проверяемому объекту;

д) при выявлении фактов нарушений законодательства возбуждается и осуществляется   производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП РФ.

 

Права налоговых инспекторов при проведении проверки

 

При осуществлении контроля специалисты налоговой инспекции имеют право (п.7 регламента):

1)  беспрепятственного  доступа:

  - к   контрольно-кассовой  технике проверяемого  объекта;

- хранимым  использованным  контрольным  лентам;

- накопителям  фискальной  памяти  и   программно-аппаратным     средствам, обеспечивающим   некорректируемую   регистрацию   и     энергонезависимое долговременное хранение информации в контрольно-кассовой технике;

- автоматизированным системам, формирующим  бланки  строгой    отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

2) запрашивать для проверки документацию от  проверяемого   объекта, связанную с применением контрольно-кассовой техники  и  учетом   денежных средств;

3) проводить проверку наличных денежных средств кассы и фактического наличия бланков строгой отчетности;

4)  получать  информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах;

5) получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим во время осуществления контроля;

6) получать пароли  контрольно-кассовой  техники,  необходимые   для снятия отчетов показаний фискальной памяти и контрольной ленты;

7) взаимодействовать с органами внутренних дел Российской Федерации;

8) привлекать к административной ответственности объектов контроля в случаях и порядке, которые установлены КоАП Российской Федерации.

 

Обязанности проверяемого объекта

 

Проверяемые  объекты,   в   отношении   которых     проводится проверка, обязаны (п.10 регламента):

1) обеспечивать налоговым инспекторам беспрепятственный  доступ:

- к контрольно-кассовой технике;

- документации, связанной с приобретением   и регистрацией, вводом в эксплуатацию  и  применением   контрольно-кассовой техники;

- автоматизированным системам, формирующим бланки   строгой отчетности и документы на этих бланках, приравненные к кассовым чекам;

2) представлять  информацию  о  сформированных   автоматизированными системами бланках  строгой  отчетности,  заполнении  бланков  и   выпуске автоматизированной системой документов, приравненных  к  кассовым   чекам (информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах);

3) давать необходимые объяснения, справки и сведения  по   вопросам, возникающим при проведении проверки;

4) предоставлять в налоговую инспекцию  по  запросам  информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

 

Документы, которые могут быть запрошены у проверяемого объекта

 

В ходе проверки запрашиваются следующие документы (п.п. 28, 29 регламента):

1. При осуществлении расчетов с применением ККТ:

а) документы, связанные   с приобретением  и  регистрацией,  вводом  в  эксплуатацию  и   применением контрольно-кассовой техники;

б) журнал кассира-операциониста;

в)  акт  о  возврате  денежных  сумм  покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;

г) журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков     контрольно-кассовых     машин,          работающих      без кассира-операциониста;

д) распечатки  отчетов  из  фискальной  памяти   контрольно-кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти;

е)  контрольные  ленты  контрольно-кассовой  техники  на    бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;

ж) приходные и расходные кассовые ордера;

з) журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;

и) авансовые отчеты;

к) кассовая книга;

л) справка-отчет кассира-операциониста;

м) сведения о показаниях счетчиков контрольно- кассовых  машин  и выручке организации.

 

2. При применении бланков строгой отчетности (вместо чеков ККТ):

а) документы,  связанные  с  изготовлением,  приемкой,  учетом,   хранением, выдачей, инвентаризацией и уничтожением бланков строгой отчетности;

а) бланки строгой отчетности,  копии  бланков  строгой   отчетности, корешки документов;

б) информация из автоматизированной системы о выпущенных документах:

- о сформированных автоматизированными системами бланках строгой  отчетности;

- заполнении  бланков;

- выпуске автоматизированной системой документов, приравненных к  кассовым   чекам;

в) акт приемки бланков строгой отчетности;

г) книга учета бланков строгой отчетности;

д) акт о списании бланков строгой отчетности.

 

3. При отсутствии ККТ у налогоплательщика ЕНВД:

а) документы, связанные с выдачей товарных чеков,   квитанций или  других  документов,  подтверждающих  прием  денежных  средств за соответствующий товар (работу, услугу).

 

4. Иные документы:

а)  книга  учета  доходов  и  расходов  и  хозяйственных    операций индивидуального предпринимателя;

б) книга учета доходов  и  расходов  организаций  и   индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;

в) книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента;

г) книга учета доходов и расходов индивидуальных   предпринимателей, применяющих   систему   налогообложения    для       сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

д)  распорядительный  документ  об  установленном  лимите    остатка наличных денег;

е) иные необходимые для проверки первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета.

 

Контрольные действия

 

Состав и способы контрольных действий (п. 35 регламента):

1) документальное изучение финансовых и хозяйственных операций за проверяемый период:

- анализ и оценка информации, полученной из запрошенных документов;

2) фактическое изучение финансовых и хозяйственных операций за проверяемый период:

а) осмотр;

б) инвентаризация, в том числе:

- обязательная проверка  наличных  денежных   средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, путем   снятия остатка (пересчета) денежной наличности  с  учетом  средств,   выдаваемых кассиру перед началом рабочей смены в качестве разменной монеты. По результатам инвентаризации составляется акт о проверке наличных  денежных  средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, в двух экземплярах. До начала инвентаризации в акте оформляется расписка кассира о том, что в денежном ящике ККТ нет (или есть) личных денег кассира, а все кассовые документы, не переданные в бухгалтерию (администратору, старшему кассиру), предоставлены проверяющим (п. 36 регламента);

- проверка фактического наличия бланков строгой отчетности (по видам бланков с учетом начальных и конечных бланков документов), по итогам которой  составляется акт проверки  фактического  наличия бланков строгой отчетности в двух экземплярах;

- проверка наличия у плательщиков ЕНВД, не применяющих ККТ, товарных чеков, квитанций или других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);

в) наблюдение, пересчет;

г) экспертиза: в  случаях,  требующих   применения     научных, технических  или  иных  специальных  знаний,  для  участия  в    проверке привлекаются эксперты (экспертные организации);

д) проверка соблюдения:

- требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее применения;

- порядка и условий  применения  бланков   строгой отчетности;

- требований к автоматизированным  системам  для   формирования бланков строгой  отчетности  и  заполнения  соответствующих   документов, порядка и условий их применения;

- порядка и условий выдачи товарных чеков, квитанций и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);

3) получение  от   проверяемого объекта  необходимых  письменных  объяснений,  справок и сведений по вопросам, возникающим в ходе  проверки,  документов  и  заверенных  копий документов;

4) способы изучения:

- сплошным способом – в отношении всей совокупности финансовых и хозяйственных операций;

- (или) выборочным способом – в отношении части финансовых и хозяйственных операций.

 

Определение полноты учета выручки

 

Порядок определения полноты учета денежной выручки установлен в п.п. 37-41 регламента.

 

1. При применении ККТ:

а) сравнивают суммы наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники на момент проведения инвентаризации,  с  данными,    отраженными:

- в фискальном  отчете, 

- контрольной  ленте  контрольно-кассовой    техники,

- записями   в   журнале   кассира-операциониста;

б) записи в журнале кассира-операциониста  сверяют  с  приходными   кассовыми     ордерами, кассовыми отчетами и данными  кассовой  книги,  книги  учета    доходов и расходов;

в) на контрольной ленте проверяется наличие  всех  порядковых   номеров кассовых чеков, сверяются номера и суммы кассовых чеков, распечатанных на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков (при их наличии);

г) проверяются количество фактов возврата, а также сумма денежных   средств, возвращенная покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам.

 

2. При применении бланков строго отчетности:

а) определяют количество использованных бланков  строгой  отчетности  за  проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки бланков   строгой отчетности  и  актов  инвентаризации  бланков  строгой отчетности;

 б) сопоставляют с фактическим  количеством  копий  использованных   бланков

 строгой отчетности  (корешков  документов),  хранящихся  у   проверяемого объекта;

в) сумму выручки денежных средств,  отраженную  в  учете   проверяемого объекта, сопоставляют с суммами, отраженными в  копиях   использованных бланков  строгой  отчетности  (корешках   документов), хранящихся у проверяемого объекта.

 

Акт проверки

 

Требования к акту проверки установлены пунктами 47, 48 регламента:

1) акт должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц;

2) не допускаются помарки,  подчистки   и   иные исправления,  за  исключением  исправлений,  оговоренных  и    заверенных подписями специалиста налоговой инспекции и проверяемого объекта;

3) в акте проверки указываются:

 - дата составления акта налоговым инспектором;

 - полное наименование либо фамилия, имя,  отчество  (при   наличии) проверяемого объекта, его ИНН и КПП;

- фамилии, имена, отчества (при наличии)  налоговых инспекторов, проводивших проверку, их должности с указанием наименования инспекции;

- дата и номер поручения на проведение проверки;

- перечень документов, полученных налоговой инспекцией в ходе проверки;

- период, за который проведена проверка;

- даты начала и окончания проверки;

- адрес места нахождения или места жительства проверяемого объекта;

- документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в   ходе

проверки, или запись об отсутствии таковых.

В описании нарушений   должны быть указаны положения нормативных правовых актов, которые были нарушены.

 

Права проверяемого объекта

 

Лица, у которых проводится проверка, имеют право (п.9 регламента):

1) непосредственно присутствовать при проведении  проверки,   давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от налоговых инспекторов информацию, которая относится к   предмету   проверки   и   предоставление   которой      предусмотрено Административным регламентом;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии  или  несогласии  с ними, а также с действиями (бездействием) налоговых инспекторов;

4)  обжаловать  действия  (бездействие)  налоговых инспекторов, повлекшие за собой нарушение прав проверяемого  объекта  при   проведении проверки,  в  досудебном  (внесудебном)  и  (или)  судебном     порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Административная ответственность

 

Административная ответственность за нарушения в работе с денежной наличностью установлена ст. 15.1 КоАП РФ.

Согласно п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ к правонарушениям при работе с денежной наличностью и ведении кассовых операций относятся:

 

 1. Осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров.

Предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами, между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. рублей. Указанное ограничение установлено Указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У.

 

2. Неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности.

 

3. Несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств.

Согласно п. 1.4 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П) юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег (свободные денежные средства).

Денежные средства в пределах установленного лимита могут храниться в кассе организации (индивидуального предпринимателя). При этом мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, их хранении и транспортировке определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно в локальном распорядительном документе (основание – п. 1.11 Положения № 373-П).

 

4. Накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Для ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, после выведения в кассовой книге (форма № КО-4) суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (лимит остатка наличных денег).

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель издают об установленном лимите остатка наличных денег распорядительный документ, который хранится в порядке, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель определяют лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к Положению № 373-П.

 

Вышеперечисленные правонарушения влекут наложение административного штрафа:

а) на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;

б) на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных