В письме ФНС России от 04.07.2013 № СА-4-9/12019@ даны разъяснения об обновленном порядке досудебного урегулирования налоговых споров, установленном Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ.
Статья 138 НК РФ установила понятия жалобы и апелляционной жалобы.
Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.
Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование не вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решения, вынесенного в порядке статьи 101 Кодекса), если, по мнению этого лица, обжалуемое решение нарушает его права.
Требования к форме и содержанию жалобы (апелляционной жалобы) установлены статьей 139.2 НК РФ.
Жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем.
В жалобе указываются:
- фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
- обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
- наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
- требования лица, подающего жалобу.
В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.
В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.
К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.
Статьей 139.3 НК РФ введены основания оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения.
Вышестоящий налоговый орган вправе оставить жалобу без рассмотрения полностью или в части, если установит, что:
(пп.1) жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
(пп. 2) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного Кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
(пп. 3) до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
(пп. 4) ранее подана жалоба по тем же основаниям.
Изменения, вступившие в силу с 03.08.2013 г. |
|
Сроки вступления в силу решений налоговых органов |
Изменены: - с 10 дней на 1 месяц в отношении решения, вынесенное в порядке статьи 101 Кодекса, за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков; - с 20 дней на 1 месяц в отношении решения, вынесенного в порядке статьи 101 Кодекса, по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков. |
Решение ФНС России |
Решение, вынесенное в порядке статьи 101 Кодекса, вступает в силу со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). |
Порядок подачи жалобы (ст. 101, 138) |
Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган. Новый порядок обжалования исключает возможность подачи жалобы вышестоящему должностному лицу. |
Порядок вступления в силу решения, вынесенного в порядке статьи 101 Кодекса (ст. 101.2) |
1. В случае обжалования решения в апелляционном порядке: вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе; 2. В случае отмены решения вышестоящим налоговым органом, рассматривающим апелляционную жалобу, и принятия им нового решения: новое решение вступает в силу со дня его принятия; 3. В случае, если вышестоящий налоговый орган оставит без рассмотрения апелляционную жалобу: решение нижестоящего налогового органа вступает в силу со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения об оставлении апелляционной жалобы без рассмотрения, но не ранее истечения срока подачи апелляционной жалобы. |
Повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) (ст. 138) |
Повторное обращение производится в сроки, установленные для подачи соответствующей жалобы. Основанием для повторного обращения, в том числе, может быть оставление жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2 п. 1 ст. 139.3 Кодекса. Повторное обращение не допускается в случае, если до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части или ранее была подана жалоба по тем же основаниям (пп. 3 и 4 п. 1 ст. 139.3 Кодекса). |
Порядок подачи жалобы (апелляционной жалобы) (ст.139, 139.1) |
Подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. |
Сроки подачи жалобы (апелляционной жалобы) |
Жалоба в вышестоящий налоговый орган может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Апелляционная жалоба на решение, вынесенное в порядке статьи 101 Кодекса, может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения. Жалоба в ФНС России может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе). В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом. |
Оставление жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения (ст. 139.3) |
Решение об оставлении жалобы без рассмотрения полностью или в части принимается в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы полностью или в части. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. |
Порядок предоставления дополнительных документов (ст. 140) |
Лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), вправе предоставлять дополнительные документы до принятия решения по соответствующей жалобе. Дополнительные документы по жалобам (апелляционным жалобам) на решения, вынесенные в порядке статьи 101 и статьи 101.4 Кодекса, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется. |
Участие лица, подавшего жалобу, в рассмотрении жалобы (ст. 140) |
Вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, без участия лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу). Если вышестоящий налоговый орган установит по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение, вынесенное в порядке статьи 101 или статьи 101.4 Кодекса, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, то он вправе отменить решение и рассмотреть жалобу с участием лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу). При этом срок на принятие решения по такой жалобе (апелляционной жалобе) не должен превышать сроки, установленные ст. 140 Кодекса. |
Исчерпывающие виды решений по результатам рассмотрения жалоб (ст. 140) |
По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган: 1) оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения; 2) отменяет акт налогового органа ненормативного характера; 3) отменяет решение налогового органа полностью или в части; 4) отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение; 5) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу. |
Сроки вынесения решений по апелляционной жалобе (ст. 140) |
Решение по жалобе (апелляционной жалобе) на решение налогового органа, вынесенное в порядке статьи 101 Кодекса, принимается в течение одного месяца со дня получения жалобы (апелляционной жалобы). Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), или при представлении лицом, подавшим жалобу (апелляционную жалобу), дополнительных документов, но не более чем на один месяц. |
Сроки вынесения решений по жалобе (ст. 140) |
Решение по жалобам принимается в течение 15 дней со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения от нижестоящих налоговых органов документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, но не более чем на 15 дней. |
Сроки направления решений лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу) (ст. 140) |
Лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу) вручается или направляется решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа: - о продлении срока рассмотрения жалобы – в течение трех дней со дня его принятия; - по результатам рассмотрения жалобы – в течение трех дней со дня его принятия. |
Изменения, вступающие в силу с 01.01.2014 г. |
|
Обязательность досудебного обжалования актов налоговых органов (п. 2 ст. 138) |
Все акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера Федеральной налоговой службы, действий или бездействия ее должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе. |
Нарушение сроков принятия решения по жалобе |
Досудебный порядок урегулирования споров по жалобе считается соблюденным, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные Кодексом. |
Срок для обращения в суд (п.п. 2 и 3 ст. 138) |
Исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе. |
Обжалование актов ФНС России |
Акты ненормативного характера Федеральной налоговой службы, действия или бездействие ее должностных лиц обжалуются в судебном порядке. |
Переходные положения |
|
Если решение, вынесенное в порядке статьи 101 Кодекса, было вручено налогоплательщику до вступления в силу Закона № 153-ФЗ (т.е. до 03.08.2013) и на момент вступления Закона № 153-ФЗ в силу не истек срок на вступление соответствующего решения в силу, то такое решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения. |