Адрес электронной почты:
glavred_nv@mail.ru
Информация, обзоры, комментарии, консультации, школа бухгалтера
20.07.2013

Планирование выездных налоговых проверок по критериям №№ 1, 11 и 12

20.07.2013

Новые схемы ухода от налогов. Показатели рентабельности и налоговой нгагрузки за 2012 год.

Налогоплательщики могут самостоятельно оценить риски выездных налоговых проверок. Для этого Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ утверждены Концепция планирования выездных налоговых проверок и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

 

Новые схемы ухода от налогов

 Одним из критериев, которые налоговые органы используют для отбора кандидатов на выездную проверку, является ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (критерий № 12).

ФНС России по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики, определяет наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков".

Письмом ФНС России от 28.12.2012 № АС-4-2/22619@ добавлены два новых способа получения необоснованной налоговой выгоды.

 

Для налогоплательщиков, использующих в хозяйственной деятельности фиктивных посредников

 Схема № 5: получение необоснованной налоговой выгоды путем включения в хозяйственный оборот посредников (как российских, так и иностранных), деятельность которых сводится к созданию видимости осуществления реальной финансово-хозяйственной деятельности.

Схемы получения необоснованной налоговой выгоды могут быть связаны с привлечением непроизводительных посредников, которые хоть и не являются фирмами-"однодневками", однако реально не осуществляют работ и не оказывают услуг. Примером таких схем являются отношения, связанные с формальным привлечением агентов или иных посредников.

Лицами, участвующими в схеме, являются:

Принципал - российский налогоплательщик, от имени и за счет которого действует Агент;

Агент - лицо, формально действующее в интересах Принципала в рамках агентского или иного аналогичного договора;

Покупатель - лицо, приобретающее товары, работы, услуги Принципала.

Схема получения необоснованной налоговой выгоды в этом случае может выглядеть следующим образом.

Принципал в рамках осуществления своей основной деятельности номинально привлекает Агента для выполнения определенных задач, в частности, для поиска клиентов. Агентское вознаграждение связано с доходом, полученным в связи с выполнением контрактов с найденными Агентом заказчиками. При этом фактический поиск заказчиков, подготовка контрактов, ведение переговоров с заказчиком осуществляют должностные лица Принципала. Функция Агента фактически сводится к созданию документооборота, подтверждающего фиктивные затраты по выплате агентского вознаграждения. Представленная схема приводит к получению Принципалом необоснованной налоговой выгоды в виде необоснованного включения в расходы затрат по фиктивным агентским договорам и занижению налога на прибыль организаций.

 

Для профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также лиц, осуществляющих реализацию ценных бумаг

Схема № 6: получение необоснованной налоговой выгоды путем приобретения фиктивных инвестиционных инструментов.

Наряду с использованием в финансово-хозяйственной деятельности фирм-"однодневок" распространена схема получения необоснованной налоговой выгоды в связи с приобретением ценных бумаг.

Лицами, участвующими в схеме, являются:

налогоплательщик - российская организация;

владельцы ценных бумаг (как правило, не являются резидентами Российской Федерации).

Схема получения необоснованной налоговой выгоды подразумевает под собой приобретение ценных бумаг. Выпуск ценных бумаг в таких случаях осуществляет компания, как правило, зарегистрированная в оффшорных территориях и не ведущая финансово-хозяйственную деятельность, не имеющая активов под обеспечение выпуска, банковской гарантии, поручительства третьих лиц. При этом объем выпуска ценных бумаг может быть значителен.

Выпущенные ценные бумаги реализуются заранее определенному кругу лиц со значительной рассрочкой платежа, при этом оплата ценных бумаг предусмотрена позднее даты их погашения. То есть размещение и последующая реализация не направлены на привлечение денежных средств.

В дальнейшем данные ценные бумаги вносятся в уставный капитал реально действующих российских организаций. В свою очередь российская организация реализует полученные ценные бумаги фирмам-"однодневкам" с убытком, включая в состав расходов для целей исчисления налога на прибыль организаций стоимость ценных бумаг по данным налогового учета у передающей стороны.

В этом случае необоснованная налоговая выгода возникает вследствие уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму полученного убытка.

На заметку

По критерию № 12 налоговыми органами также исследуется связь налогоплательщика с проблемными контрагентами. На сайте УФНС России по Красноярскому краю www.r24.nalog.ru в разделе «Зона риска» можно ознакомиться с актуальными списками организаций:

- участвующих в схемах ухода от налогообложения;

- должников в бюджетную систему РФ;

- находящихся в процедурах банкротства.

 

Показатели для оценки рисков за 2012 год

 Ежегодно ФНС России доводит до сведения налогоплательщиков и налоговых органов показатели налоговой нагрузки и рентабельности за прошедший год, которые используются при планировании выездных налоговых проверок по критериям № 1 и № 11.

Налогоплательщик может стать кандидатом на выездную налоговую проверку в случаях, когда:

- налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности) (критерий № 1);

- уровень рентабельности по данным бухгалтерского учета значительно отклоняется от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики (критерий № 11).

Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Значительным считается отклонение рентабельности в сторону уменьшения на 10% и более.

В таблицах приведены показатели по критериям № 1 и № 11 за 2012 год.

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных