Адрес электронной почты:
glavred_nv@mail.ru
Информация, обзоры, комментарии, консультации, школа бухгалтера
30.09.2013

Практика применения части 1НК РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57

30.09.2013

В целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров, связанных с применением норм налогового законодательства, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 30.07.2013 № 57 разъяснил некоторые вопросы, возникающие при применении арбитражными судами части 1 Налогового кодекса РФ.

В этой статье рассмотрены некоторвые вопросы. Полный текст постановления - в файле для скачивания.

Взыскание с налогового агента неуплаченных сумм налогов и пеней

 Статьей 24 НК РФ установлена обязанность налогового агента перечислить в соответствующий бюджет сумму налога, удержанную из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику.

В случае, когда налоговый агент не производил в налоговом периоде денежных выплат налогоплательщику и, соответственно, не имел возможности удержать и перечислить в бюджет сумму налога, он обязан (пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ):

 - исчислить подлежащую уплате налогоплательщиком сумму налога;

- (и) сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме задолженности соответствующего налогоплательщика.

Такая ситуация может возникнуть, когда, например, налоговый агент погашает свою задолженность перед налогоплательщиком путем проведения зачета взаимных требований, передачей векселя или иного имущества, то есть неденежными средствами.

Сумму налога, удержанную из выплаченных налогоплательщику доходов, налоговый агент перечисляет в бюджет в порядке, установленном для соответствующего налога (п. 4 ст. 24 НК РФ). Соответственно, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной со дня удержания сумм налога налоговым агентом (пп. 5 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Таким образом, налоговый агент перечисляет в бюджет сумму налога, обязанность по уплате которой лежит на налогоплательщике. Как указано в Постановлении Пленума ВАС, это следует учитывать при применении к налоговому агенту положений пунктов 1 и 9 ст. 46 НК РФ.

 

Для справки

<В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства (п. 1 ст. 46 НК РФ).>


Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога (п. 9 ст. 46 НК РФ).

Если нормами части второй Налогового кодекса не установлены специальные правила (например, пунктом 2 ст. 231 НК РФ), то принудительное исполнение обязанностей налогового агента путем взыскания с него неперечисленных сумм налога и пеней возможно в случае, когда налоговым агентом сумма налога была удержана у налогоплательщика, но не перечислена в бюджет.

Вместе с тем, учитывая компенсационный характер пеней как платежа, направленного на компенсацию потерь государственной казны в результате неуплаты налога в срок, с налогового агента, не удержавшего налог из денежных средств налогоплательщика, могут быть взысканы пени за период с момента, когда налог должен был быть им удержан и перечислен в бюджет, до наступления срока, в который обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно по итогам соответствующего налогового периода.

Вышеуказанные рекомендации не применимы при выплате денежных средств иностранному лицу в связи с неучетом данного лица в российских налоговых органах и невозможностью его налогового администрирования. Следовательно, в случае неудержания налога при выплате денежных средств иностранному лицу с налогового агента могут быть взысканы как налог, так и пени, начисляемые до момента исполнения обязанности по уплате налога.

 

Ответственность законного (уполномоченного) представителя налогоплательщика

 Субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя. Это вытекает из смысла главы 4 «Представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» и пункта 1 ст. 26 НК РФ.

В связи с этим при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика. При этом законный или уполномоченный представитель за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения отвечает перед доверителем по правилам соответственно гражданского, семейного или трудового законодательства.

 

Оформление доверенности уполномоченного представителя

 Уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (абз. 1 п. 3 ст. 29 НК РФ).

Иное предусмотрено пунктом 4 ст. 29 НК РФ, согласно которому ответственный участник КГН (консолидированной группы налогоплательщиков) является уполномоченным представителем всех участников КГН на основании закона. В то же время, как отмечает Пленум ВАС, договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим интересов учредителя управления в сфере налогообложения. Соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены с учетом требований пункта 3 ст. 29 НК РФ. При этом необходимо иметь в виду, что доверительному управляющему не требуется доверенность на выполнение обязанностей, прямо возложенных на него положениями части второй НК РФ (например, статьи 174.1, 214.1, 214.4, 275 и др.).

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ (абз. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ). Данные положения распространяются также и на физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями.

 

Как исчисляется срок давности для привлечения к ответственности по статье 122

 Статьей 122 НК РФ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора). Если неуплата (неполная уплата) произошла в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), то при отсутствии признаков налогового правонарушения  взыскивается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора). Если правонарушение совершено умышленно, то размер штрафа составит 40% от суммы неуплаченного налога (сбора).

 

В силу п. 1 ст. 113 НК РФ срок давности привлечения к ответственности в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 122 НК РФ, исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено указанное правонарушение.

При толковании данной нормы судам предписано принимать во внимание, что деяния, ответственность за которые установлена статьей 122 НК РФ, состоят в неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий.

Поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, срок давности, определенный статьей 113 НК РФ, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога.

 

Смягчающие обстоятельства

 Согласно п. 1 ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

- совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

- тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

 

Если при рассмотрении дела, связанного с применением санкции за налоговое правонарушение, будет установлено наличие хотя бы одного из смягчающих ответственность обстоятельств (п. 1 ст. 112 НК РФ), суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой Налогового кодекса.

Учитывая, что пунктом 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза.

 

На авансовый расчет ответственность по ст.119 не распространяется

Согоасно п. 1ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 % не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Как указал Пленум ВАС РФ, из положений п. 3 ст. 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.

Соответственно, из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов - налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной статьей 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй Налогового кодекса.

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных