Адрес электронной почты:
aga3133@gmail.com
Информация, обзоры, комментарии, консультации, школа бухгалтера
29.08.2013

Рекомендации ФНС по проведению камеральных налоговых проверок (часть 1)

29.08.2013

В целях обеспечения единообразия процедур налогового контроля Федеральная налоговая служба выпустила рекомендации по проведению камеральных налоговых проверок (письмо от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

 

Контроль за своевременным представлением налоговой и бухгалтерской отчетности

 По истечении 10 рабочих дней после установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговых деклараций отдел работы с налогоплательщиками осуществляет сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлять налоговые декларации в соответствующий срок, с данными об их фактическом представлении и формирует список лиц, не представивших (по состоянию на момент составления списка) налоговые декларации.

В том же порядке отдельно формируются списки лиц, не представивших:

- расчеты финансового результата инвестиционного товарищества;

- налоговые расчеты;

- сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;

- бухгалтерскую (финансовую) отчетность (в том числе, если данная отчетность представлена не в полном объеме, а также если в составе годовой отчетности, представляемой за периоды до 2013 года, отсутствует обязательное аудиторское заключение).

Указанные списки распечатываются, подписываются начальником отдела работы с налогоплательщиками и не позднее следующего дня передаются в отдел камеральных проверок.

 

Приостановление операций по счетам

Отдел камеральных проверок в течение 5 рабочих дней после получения списков готовит решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) в банках, а также переводов электронных денежных средств, которые подписываются руководителем налогового органа либо заместителем руководителя налогового органа, курирующим отдел камеральных проверок. Принятие указанных решений до истечения 10-дневного срока со дня, установленного Кодексом для представления конкретных налоговых деклараций, не допускается.

С 01.01.2015 принятие указанных решений возможно только в течение трех лет со дня истечения указанного срока.

Обратите внимание! Данное ограничение не применяется в отношении налоговых деклараций (расчетов), срок представления которых установлен до 01.01.2015. Если указанное решение было принято в установленный Налоговым кодексом срок, то истечение трехлетнего срока не является основанием для отмены приостановления операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

Форма решения утверждена приказом ФНС России от 16.04.2012 № ММВ-7-8/238@. Обратите внимание! В тексте решения сумма, в пределах которой прекращаются расходные операции, не указывается.

Указанные решения принимаются в отношении всех известных налоговому органу счетов, электронных средств платежа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов), в том числе открытых обособленным подразделениям организаций:

 - в виде отдельных решений по каждой не представленной налоговой декларации;

- (или) в виде одного решения по нескольким непредставленным налоговым декларациям.

Обратите внимание! Решения принимаются независимо от ранее принятых и действующих решений, предусмотренных статьей 76 НК РФ.

Налоговый орган направляет решение в банк в электронной форме и передает его копию на бумажном носителе налогоплательщику под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате ее получения.

После поступления налоговой декларации налоговый орган:

1) не позднее одного рабочего дня, следующего за днем ее получения, принимает решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств (форма утверждена приказом ФНС России от 16.04.2012 N ММВ-7-8/238@);

2) направляет решение в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения;

3) одновременно передает копию решения налогоплательщику под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате ее получения.

Обратите внимание! Если решение о приостановлении операций по счетам было принято в связи с непредставлением нескольких деклараций, то оно отменяется только после того, как в налоговый орган будут представлены все декларации.

 

Привлечение к ответственности за непредставление расчетов и сведений

 На основании списков лиц, не представивших налоговые расчеты (расчеты авансовых платежей; налоговые расчеты, представляемые налоговыми агентами; расчеты сборов), сведения о среднесписочной численности работников, отдел камеральных проверок готовит материалы для привлечения налогоплательщиков к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, и осуществляет производство по делу о налоговом правонарушении в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ, независимо от проведения и реализации результатов камеральной налоговой проверки налогового расчета.

Должностное лицо налогоплательщика-организации привлекается за нарушение сроков представления налогового расчета либо сведений о среднесписочной численности работников к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ.

 

Привлечение к ответственности за непредставление бухгалтерской отчетности 

На основании списков лиц, не представивших бухгалтерскую (финансовую) отчетность, налоговый орган привлекает:

- налогоплательщиков (организации) к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, и осуществляет производство по делу о налоговом правонарушении в соответствии со статьей 101.4 НК РФ;

- должностных лиц организаций – к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ путем составления в установленном порядке протокола об административном правонарушении.

 

Привлечение к ответственности за нарушение сроков представления деклараций

 В случае представления налогоплательщиком налоговой декларации после установленного законодательством о налогах и сборах срока привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ осуществляется только после проведения камеральной налоговой проверки данной налоговой декларации.

По результатам данной проверки может быть подтверждена сумма налога (сумма по данным налогоплательщика) либо установлен иной размер сумм налога, подлежащих уплате (доплате) на основе этой декларации (сумма по данным налогового органа).

В соответствии с п. 1 ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 НК РФ.

Вышеуказанный порядок применяется также в тех случаях, если по результатам камеральной налоговой проверки указанной налоговой декларации выявлено только правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ.

Должностное лицо налогоплательщика-организации привлекается за нарушение сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.5 КоАП РФ.

 

Нарушение порядка представления деклараций

 Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме влечет налоговую ответственность, предусмотренную статьей 119.1 НК РФ. Рассмотрение дела осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 101.4 НК РФ.

В случае единовременного установления фактов представления налоговой декларации с нарушением законодательно установленного срока и с нарушением законодательно установленного способа ее представления, налоговый орган вправе рассмотреть дела о налоговых правонарушениях, предусмотренных статьями 119 и 119.1 НК РФ, в порядке, установленном статьей 101 НК РФ.

 

Подозрение в уклонении от уплаты налогов

 Если в ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговый инспектор установит факты, дающие основания полагать, что налогоплательщик уклонился от уплаты налогов, при этом в ходе камеральной налоговой проверки невозможно перепроверить эти факты в силу ограничений, установленных Налоговым кодексом, то сведения об этом в форме докладной записки за подписью начальника отдела направляются в отдел, в функции которого входит проведение анализа и планирования налоговых проверок, для решения вопроса о проведении выездной налоговой проверки. Указанные сведения также вносятся в информационные ресурсы налоговых органов.

 

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

В акте проверки датой начала камеральной налоговой проверки указывается дата поступления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган.

При проведении камеральных налоговых проверок кроме документов, которые представлены налогоплательщиком с налоговой декларацией (расчетом), используются документы, имеющиеся у налогового органа:

- ранее представленные налоговые декларации (расчеты);

- документы, полученные налоговым органом с первоначальной налоговой декларацией (расчетом) - при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета);

- документы, ранее полученные (составленные) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;

- документы, полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов (по валютному контролю, проверок контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и т.д.);

- решения (постановления) налоговых органов;

- заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц;

- материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и т.д.;

- иные документы и сведения, полученные на законных основаниях, в том числе указанные в методологических документах ФНС России о проведении предпроверочного анализа налогоплательщика.

Камеральные налоговые проверки проводятся в следующем порядке:

1) принятие и ввод в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС "Налог") данных всех налоговых деклараций (расчетов), представляемых на бумажных носителях и в электронном виде. Автоматизированный арифметический контроль на стадии ввода показателей осуществляется в отношении всех представленных налоговых деклараций (расчетов). Ежедневно формируются протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых деклараций, которые хранятся в базе данных и используются в работе отделом камеральных проверок;

2) автоматизированный камеральный контроль, осуществляемый отделом камеральных проверок, в отношении всех представленных налоговых деклараций (расчетов).Работники отдела камеральных проверок ежедневно формируют протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности, иных документов и информации, поступающей в налоговые органы, которые хранятся в базе данных и используются при проведении проверок;

3) дальнейшая проверка с проведением мероприятий налогового контроля осуществляется отделом камеральных проверок;

4) оформление результатов проверки актом налоговой проверки в соответствии со статьей 100 НК РФ (при выявлении нарушений), а также иными документами в соответствии с главами части второй НК РФ, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов. 

Добавить комментарий
Необходимо согласие на обработку персональных данных
Повторная отправка формы через: