Адрес электронной почты:
aga3133@gmail.com
Информация, обзоры, комментарии, консультации, школа бухгалтера
02.11.2013

Рекомендации ФНС России налоговым органам по проведению выездных налоговых проверок

02.11.2013

Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Для обеспечения единообразия процедур проведения выездных налоговых проверок, предусмотренных Налоговым кодексом, Федеральная налоговая служба направила письмом от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 рекомендации для использования в работе территориальных налоговых органов.

 

Решение о проведении выездной проверки

 Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган:

- по месту нахождения организации;

- по месту жительства физического лица;

- по месту налогового учета крупнейшего налогоплательщика;

- по месту налогового учета ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков;

- по месту налогового учета иностранной организации.

Указанные решения подписываются руководителем (заместителем руководителя) соответствующего налогового органа.

 

Подготовка к проверке

 Решением о проведении проверки назначается руководитель проверяющей группы, а по месту нахождения обособленных подразделений – руководитель проверяющей бригады.

Руководитель проверяющей группы (бригады):

- изучает материалы предпроверочного анализа;

- определяет мероприятия налогового контроля, необходимые для подтверждения предполагаемых налоговых правонарушений и сбора доказательственной базы;

- составляет программу проведения выездной налоговой проверки;

- согласовывает ее с начальником отдела выездных проверок.

Программа проверки:

- разрабатывается в разрезе налогов и вопросов, подлежащих проверке;

- содержит перечень и последовательность необходимых действий, направленных на сбор доказательственной базы по каждому предполагаемому факту налогового правонарушения;

- устанавливает примерные сроки проведения мероприятий с указанием конкретных исполнителей данных мероприятий.

Программа проведения проверки утверждается начальником (заместителем начальника) соответствующего налогового органа.

 

Вручение решения проверяемому лицу

 Решение о проведении выездной налоговой проверки:

- вручается налогоплательщику;

- в случае невозможности вручения направляется по почте заказным письмом по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика, и по адресу регистрации его руководителя;

- соответствующие экземпляры направляются сопроводительным письмом в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения (не позднее следующего рабочего дня после вынесения решения);

В случае выездной налоговой проверки организации в целом проведение проверки в части обособленного подразделения не может быть начато ранее проведения проверки головной организации.

Предъявление служебных удостоверений и решения является основанием доступа проверяющих на территорию или в помещение проверяемого лица (за исключением жилого помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц).

 

Место проведения выездной налоговой проверки

 Проверка проводится:

- на территории (в помещении) налогоплательщика;

- (или) по месту нахождения налогового органа в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения проверки.

Решение о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа принимает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

- при наличии письменного заявления проверяемого лица;

- (или) на основании докладной записки руководителя проверяющей группы.

При необходимости может быть проведен осмотр территорий (помещений) налогоплательщика.

Проверяемое лицо уведомляется о принятом решении.

 

На заметку

Воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ч.1 ст. 19.4.1 КоАП РФ).

 

Обратите внимание! Отсутствие возможности предоставления помещения для проведения проверки не препятствует доступу проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика (за исключением жилых помещений), а также проведению мероприятий налогового контроля (осмотр, инвентаризация, выемка документов и предметов).

В случае изменения места нахождения (места жительства) налогоплательщика в ходе проведения выездной налоговой проверки, проверка продолжается налоговым органом, принявшим решение о проведении проверки. При этом мероприятия налогового контроля, связанные с нахождением проверяющих на территории или в помещении налогоплательщика, могут проводиться должностными лицами налогового органа по новому месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика, включенными в состав проверяющей группы.

 

Срок проведения выездной налоговой проверки

 Срок проведения  проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке и не может продолжаться более двух календарных месяцев.

Срок проведения проверки может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях - до 6-ти месяцев по основаниям и в порядке, установленным приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@.

 

Приостановление и возобновление проверки

 На основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа проверка может быть приостановлена для:

1) истребования документов (информации) у третьих лиц в соответствии с п.1 ст.93.1 НК РФ (не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы);

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Возобновление проверки также оформляется решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Общий срок приостановления проверки не может превышать шесть месяцев.

В случае, когда проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

 

Окончание проведения выездной налоговой проверки

 В последний день проведения проверки руководитель проверяющей группы обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. Если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

Акт подписывают лица, проводившие проверку, и лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (его представитель). Об отказе проверяемого лица (его представителя) подписать акт в акте делается соответствующая запись.

Акт вручается проверяемому лицу (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения в течение 5 рабочих дней с даты этого акта.

В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается 6-й рабочий день считая с даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Одновременно с актом налоговой проверки налогоплательщику вручается (направляется) письменный документ за подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которым лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, извещается о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

 

Участие полиции в выездной проверке

 Проведение выездной налоговой проверки с участием сотрудников органов внутренних дел регламентируется Инструкцией, утвержденной приказом МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009.

Привлекать полицию для участия в выездных проверках рекомендуется в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих:

- о необоснованном возмещении НДС, акциза (зачета или возврата иного налога);

- признаков необоснованного предъявления НДС, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе:

- если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки ("миграция" организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);

- при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-"однодневок", используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам и пр.;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

Запрос об участии сотрудников полиции в выездной (повторной выездной) проверке может быть направлен как до начала проверки, так и в процессе ее проведения.

 

Контрольные мероприятия, проводимые одновременно с выездной проверкой

 Одновременно с выездной налоговой проверкой могут проводиться иные виды контрольной работы налоговых органов, не относящиеся к налоговому контролю, но осуществляемые в соответствии с законодательством РФ. Например, проверка соблюдения валютного законодательства; контроль выполнения кредитными организациями установленных Налоговым кодексом обязанностей; контроль применения контрольно-кассовой техники и др.

 

Нарушения иного законодательства, выявленные в ходе выездной проверки

 В случае выявления в ходе проверки фактов нарушений иного законодательства РФ, не относящихся к цели выездной налоговой проверки, они отражаются в акте проверки только в случае, если данными фактами обусловлены деяния, содержащие признаки налоговых правонарушений. О фактах нарушений иного законодательства, не относящегося к предмету выездной налоговой проверки, в соответствии с заключенными межведомственными соглашениями (федерального и регионального уровней) сообщается в соответствующий территориальный орган такого ведомства, центральный аппарат ведомства.

Добавить комментарий
Необходимо согласие на обработку персональных данных
Повторная отправка формы через: