Адрес электронной почты:
glavred_nv@mail.ru
Информация, обзоры, комментарии, консультации, школа бухгалтера
20.05.2012

Внесены изменения в Концепцию планирования выездных проверок

20.05.2012

 

Приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@ внесены изменения в Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Как указано в преамбуле приказа, изменения внесены с целью совершенствования организации работы налоговых органов при планировании и подготовке проведения выездных налоговых проверок, а также повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок утверждена приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (приложение № 1) (далее – Концепция). Указанным приказом (приложение № 2) также утверждены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее – Общедоступные критерии).

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок – это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения. Концепция определяет алгоритм отбора налогоплательщиков для проведения выездной проверки. Отбор основан на всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

 

В разделе 4 Концепции перечислены критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Всего таких критериев 12. Внесены изменения в формулировку 9-го критерия. Ниже приводим все 12 критериев в новой редакции:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

 

В Общедоступных критериях даны пояснения к каждому критерию. Изменения внесены в пояснения к критериям № 5 и № 9.

По критерию № 5 (соответствие уровня зарплаты среднеотраслевому уровню в регионе) дополнен перечень источников информации, позволяющих налоговым органам сделать вывод о возможном сокрытии от налогообложения части заработной платы. К официальным источникам относятся:

1) Официальные Интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат);

2) Сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Росстата (статистический сборник, бюллетень и др.);

3) По запросу в территориальный орган Росстата или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, управление ФНС России по субъекту Российской Федерации);

4) Официальные Интернет-сайты управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей.

Кроме этого, согласно новой редакции пункта 5 Общедоступных критериев при выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы («в конвертах»), неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию.

Пункт 9 Общедоступных критериев изложен с учетом новой редакции 9-го критерия. Налогоплательщик попадет в «зону риска» при выявлении налоговым органом в отношении него следующих фактов:

1) отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных п.3 статьи 88 НК РФ, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного пп.4 п.1 статьи 31 НК РФ, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок;

2) необеспечение в нарушение пп.8 п.1 статьи 23 НК РФ, п.1 статьи 17 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), и уплату (удержание) налогов, а также их восстановления в случае утраты в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, затопление, наводнение, порча, и пр.).

 

Числовые значения для критериев № 1 (налоговая нагрузка) и № 11 (рентабельность) дополнены показателями за 2011 год. Кроме того, установлена обязанность публиковать значения показателей по указанным критериям за предшествующий год на официальном Интернет-сайте ФНС России не позднее 5 мая текущего года.

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных