Адрес электронной почты:
aga3133@gmail.com
Информация, обзоры, комментарии, консультации, школа бухгалтера
10.03.2012

Расходы на лицензирование в бухгалтерском и налоговом учете

10.03.2012

В связи с тем, что из ПВБУ № 34н исключено понятие расходов будущих периодов, как теперь учитывать расходы на получение лицензии в бухгалтерском учете, чтобы не было разницы с налоговым учетом?

 

Порядок лицензирования с 3 ноября 2011 года регулируется новым Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее – закон № 99-ФЗ). Виды деятельности, подлежащие лицензированию в рамках указанного закона, перечислены в п. 1 ст. 12. Виды деятельности, лицензирование которых регулируется иными федеральными законами, перечислены в п. 2 ст.12 закона № 99-ФЗ.

Согласно п. 4 ст. 9 закона № 99-ФЗ лицензии действуют бессрочно. При этом ранее выданные лицензии, срок действия которых не истек:

а) на виды деятельности, которые не перечислены в п. 1 ст. 12, прекратили свое действие со дня вступления в силу закона № 99-ФЗ (п. 1 ст. 22);

б) на виды деятельности, перечисленные в п. 1 ст. 12, считаются действующими бессрочно. Если указанные лицензии содержат не весь перечень выполняемых работ или услуг, либо измененное новым законом наименование вида деятельности, то такие лицензии подлежат переоформлению только по истечении ранее установленного срока их действия (п. 3 и п. 4 ст. 22).

 Лицензии на осуществление определенных видов деятельности в соответствии с гражданским законодательством РФ не относятся к активам, то есть лицензии не являются ни вещами, ни объектами интеллектуальной собственности. Следовательно, расходы, связанные с получением лицензии не формируют стоимость актива, и на них не распространяется действие п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Согласно п.18 ПБУ 10/99 расходы в бухгалтерском учете признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Исключение составляют субъекты малого предпринимательства, установившие в бухгалтерской учетной политике кассовый метод ведения бухгалтерского учета. Для таких организаций дата признания расходов зависит от факта оплаты осуществленных расходов.

Порядок налогового учета расходов на лицензирование, в том числе произведенных до вступления в силу закона № 99-ФЗ, изложен в письме ФНС России от 28.12.2011 № ЕД-4-3/22400. Он заключается в следующем:

1) государственная пошлина, уплачиваемая за выдачу лицензии, учитывается в расходах единовременно на дату начисления (пп.1 п. 1 ст. 264, пп.1 п. 7 ст. 272 НК РФ);

2) консультационные, юридические и иные расходы, связанные с получением лицензии признаются расходами на основании пп.14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ. Датой признания таких расходов является одна из дат (пп.3 п. 7 ст. 272 НК РФ):

- дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;

- (или) дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов;

- (или) последний день отчетного (налогового) периода.

Конкретную дату признания расходов налогоплательщику надо выбрать самостоятельно и свой выбор закрепить в налоговой учетной политике;

3) если налогоплательщик ранее учитывал расходы на получение срочной лицензии в течение срока ее действия, то в связи с признанием такой лицензии бессрочной на основании ст. 9 закона № 99-ФЗ, недосписанные расходы могут быть учтены в составе прочих расходов единовременно.

Таким образом, организация может выбрать один из следующих вариантов:

1) принять решение о списании недосписанной части расходов на лицензирование единовременно:

- в бухгалтерском учете с кредита балансового счета 97 в дебет соответствующего счета учета затрат;

- в налоговом учете включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией;

2) принять решение о досписании вышеуказанных расходов в ранее установленном порядке и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Принятие такого решения основано на принципе последовательности применения способов и методов отражения фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности. Включение затрат на лицензирование в расходы будущих периодов (РБП) не было обязанностью для организации и до 2011 года (ни в налоговом, ни в бухгалтерском учете). Такое отражение «лицензионных» расходов было элементом учетной политики. Для целей бухгалтерского учета организация принимала решение о формировании РБП с целью обоснованного распределения расходов между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов (абз.3 п. 19 ПБУ 10/99). Для целей налогового учета указанные расходы включались в состав прямых расходов, которые признаются по мере получения доходов (п. 2 ст. 318 НК РФ). Эти нормы не изменились ни в налоговом, ни в бухгалтерском законодательстве. 

 


 

 

Добавить комментарий
Необходимо согласие на обработку персональных данных
Повторная отправка формы через: