В прошлом году Минфин и ФНС обнародовали предложения по упрощению бухгалтерской отчетности, подготовленные в соответствии с поручением Президента РФ. Налоговый учет хотели отменить и дать компаниям возможность работать только в рамках бухгалтерского учета, а в качестве инструмента для расчета налогов использовать регистры корректировок и расчетов в бухгалтерском учете. "Наша задача - сделать данные бухгалтерского учета базовыми", - заявляли чиновники.
Именно такой порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль путем корректировок балансовой прибыли действовал до введения в 2002 году главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Новой главой было введено понятие налогового учета как совершенно самостоятельного учета, использующего только те данные бухучета, которые необходимы для формирования налоговой базы.
С другой стороны, российские стандарты бухгалтерского учета (ПБУ) уже давно разрабатываются на основе МСФО, несмотря на то, что официально они признаны в РФ только в 2011 году. Последние же ПБУ – это фактически перевод МСФО, причем не всегда удачный, что и вызывает трудности и неоднозначность в их применении. Так что граница, проведенная в 2002 году между бухгалтерским и налоговым учетом, становится все надежнее, а бухгалтерский и налоговый учет «разлетаются» все дальше. Поэтому известие о сближении двух учетов бухгалтерской общественностью было воспринято как утопия (красивая мечта).
Соответствующие законопроекты о «сближении» Минфин и ФНС должны были представить до 1 марта 2013 года. И вот что получилось.
На сайте Минфина РФ размещен проект Основных направлений налоговой политики РФ на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. В этом документе есть раздел 1.3 «Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом». В нем, в частности, говорится, что составление налоговой отчетности (исчисление налога) исключительно на основе документов бухгалтерского учета может иметь целый ряд негативных последствий. По мнению чиновников, прямая зависимость параметров налогообложения от правил бухгалтерского учета создаст предпосылки для возникновения налоговых последствий, в том числе уменьшения налоговой нагрузки на определенные категории налогоплательщиков, через изменение правил бухгалтерского учета в обход законодательства о налогах и сборах. Кроме того, нарушится правило нейтральности бухгалтерской информации, поскольку формирующее ее лицо становится напрямую заинтересованным в достижении определенных результатов (снижении налогового бремени и др.). Учитывая изложенное, - делает вывод Минфин, - подготовка налоговой отчетности на основании исключительно документов бухгалтерского учета нецелесообразна. И далее предлагается «упрощение» налогового учета путем внесения поправок в главу 25, в частности:
- уточнение методов списания в расходы стоимости материально-производственных запасов;
- возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;
- принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;
- признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;
- изменение в налоговом учете порядка переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также учета доходов и расходов в виде суммовых разниц.
С этого места комментарии излишни…