Адрес электронной почты:
aga3133@gmail.com
Информация, обзоры, комментарии, консультации, школа бухгалтера
11.08.2014

Готовимся к экзаменам. Расходы на рекламу в Интернете

11.08.2014

Вопрос из экзаменационных билетов по предмету "Налоговое консультирование"

Предисловие

Вопросы налогового консультирования можно условно разделить на два вида:

- консультации по фактам хозяйственной деятельности, которые уже свершились;

- консультации в отношении планируемых налогоплательщиком действий, деятельности, сделок и т.п.

От этого зависит форма и содержание консультации. В первом случае – это анализ налоговых последствий и при необходимости выработка вариантов исправления ситуации. Во втором случае – это выработка рекомендаций исходя из норм законодательства и профессионального суждения налогового консультанта.

В предлагаемой задаче налоговому консультанту предстоит дать рекомендации налогоплательщику.

 Вопрос

Значительную часть расходов ООО «Магнит» составляют расходы на рекламу в сети Интернет. Эти расходы подтверждены договорами и актами выполненных работ. Предмет договора содержит формулировки: «Проведение рекламных кампаний по продукту …». Рекламные кампании будут проводиться в системах Яндекс.Директ, GoogleAdWords.

Достаточен ли указанный комплект документов для подтверждения расходов в налоговом учете? Могут ли указанные формулировки вызвать претензии со стороны налоговых органов?

 Консультация

 Законодательство о рекламе

Отношения в сфере рекламы, распространяемой на территории РФ, независимо от места ее производства, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – закон о рекламе).

Термины и понятия в области законодательства о рекламе раскрыты в ст. 3 закона о рекламе.

Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования могут быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

При этом под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Субъектами правоотношений в области рекламы являются (ст. 3 закона о рекламе):

- рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;

- рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;

- рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

 Требования к договору

Общие требования к заключаемым договорам содержатся в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ).

Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1ст. 420 ГК РФ).

Статьей 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. При этом условия договора определяются по усмотрению сторон. Исключение составляют случаи, когда договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор рекламодателя с рекламораспространителем относится к договорам возмездного оказания услуг.

Договор рекламодателя с рекламопроизводителем может быть заключен как договор возмездного оказания услуг либо как договор подряда.

Требования к договорам возмездного оказания услуг содержатся в главе 39 ГК РФ, к договорам подряда – в главе 37 ГК РФ.

При этом согласно ст. 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 729 ГК РФ) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит нормам статей 779-782 ГК РФ (о договоре возмездного оказания услуг), а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

Существенными условиями договора возмездного оказания услуг являются:

- предмет договора (описание действий, которые должен совершить исполнитель для заказчика, либо деятельности исполнителя в процессе оказания услуг)

- сроки оказания услуги;

- место оказания услуги;

- качество оказания услуги;

- цена услуги;

- сроки и порядок оплаты;

- приемка оказанной услуги.

Существенными условиями договора подряда являются:

- предмет договора подряда;

- качество работы;

- порядок и сроки выполнения работы;

- цена, порядок и сроки оплаты;

- приемка выполненной работы.

При заключении договора на изготовление рекламы необходимо учитывать требование п. 7 ст. 5 закона о рекламе, согласно которому не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Закон о рекламе содержит иные запреты и ограничения в области рекламы отдельных видов товаров (работ, услуг) и действий, что также следует учитывать при заключении договора на изготовление и размещение рекламы.

 Налогообложение

Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках.

В п. 4 ст. 264 НК РФ приведен перечень рекламных расходов с разделением на нормируемые и ненормируемые для целей налогообложения прибыли.

В частности, к расходам, которые для целей налогообложения признаются в размере фактически понесенных затрат, относятся расходы на рекламные мероприятия через информационно-телекоммуникационные сети.

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.

Для включения в налоговую базу по налогу на прибыль расходы на рекламу должны быть документально подтверждены в соответствии с требованиями ст. 252 НК РФ. При этом первичные учетные документы должны быть оформлены по правилам, установленным ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

 Выводы и рекомендации

Размещать рекламу в сетях Яндекс.Директ и GoogleAdWords можно следующими способами:

1. Организация сама как юридическое лицо может зарегистрироваться на соответствующих сайтах для размещения контекстной рекламы. При этом отношения рекламодателя и рекламораспространителей регулируются публичными договорами, опубликованными на сайтах последних. Указанными договорами предусмотрено ежемесячное предоставление исполнителями актов сдачи-приемки услуг. В договорах подробно описаны виды предоставляемых услуг и способы их предоставления.

2. Организация может заключить договор возмездного оказания услуг с физическим или юридическим лицом (исполнителем) на распространение рекламы в сети Интернет путем настройки аккаунтов и создания рекламной кампании в сетях Яндекс.Директ и GoogleAdWords.

3. Организация может заключить договор возмездного оказания услуг с физическим или юридическим лицом (исполнителем) на распространение рекламы через собственный интерфейс исполнителя – систему управления интернет-рекламой.

Во втором и третьем случаях организации-рекламодателю необходимо заключить договор с исполнителем, указав подробно порядок размещения рекламы (например, на каких площадках будет размещаться реклама, типы рекламных объявлений, размещение и корректировка ключевых слов и/или настроек и т.п.). В актах об оказанных услугах, составляемых ежемесячно, необходимо описать деятельность исполнителя в процессе оказания услуги в соответствии с условиями договора.

Если в рамках договоров оказания услуг или отдельного договора подряда исполнитель (подрядчик) разрабатывает для организации-рекламодателя виртуальную визитку, баннер, рекламный текст (слоган) и т.п., то к договору необходимо приложить техническое задание, в котором подробно описываются требования к внешнему виду, содержанию, размерам рекламного продукта. Соответственно, на этот продукт должен быть составлен акт приема-передачи результатов выполненной работы с образцами (фотографиями) изготовленного рекламного продукта.

 

Таким образом, в предмете договора допускается следующая формулировка «Проведение рекламных кампаний по продукту (указать рекламируемые товар, работы, услуги) в объеме, установленного качества и в сроки, указанные в настоящем договоре». Соответственно, в договор должны быть включены разделы, содержащие описание действий (операций) исполнителя, условия о качестве услуг и сроках исполнения.

Акт выполненных работ также должен содержать подробное описание действий (деятельности) исполнителя по размещению рекламы (проведению рекламной кампании) в соответствии с формулировками, содержащимися в договоре. Если в обязанности исполнителя входит также создание рекламного контента, то передачу результата выполненной работы рекомендуется оформить отдельным актом с приложением визуальных подтверждений выполненной работы.

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: