С 2013 года вступает в силу новый закон о бухгалтерском учете (от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Согласно ст. 21 этого закона к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся федеральные стандарты, отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета, стандарты экономического субъекта.
Как видите, ни слова об МСФО. Однако некоторые авторы в СМИ упорно твердят, что скоро бухучет мы будем вести по правилам МСФО?!
Вот что пишет «Актуальная бухгалтерия» (www.garant.ru) в преамбуле интервью с Сухаревым И.Р., начальником отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России: «в иерархии нормативных актов по бухгалтерскому учету на верхней позиции стоят международные стандарты, и российский бухучет будет развиваться в соответствии с МСФО». Кроме удивления, такое высказывание не может вызвать ничего.
МСФО – это стандарты отчетности, которые не регулируют порядок ведения бухгалтерского учета. МСФО содержат требования к отражению активов и обязательств, доходов и расходов организации в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Вести бухучет по МСФО в принципе невозможно. Более того, МСФО уж точно не возглавляют «иерархию НПА по российскому бухгалтерскому учету». Это место прочно занимает закон о бухгалтерском учете.
А вот мнение директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России Л.З. Шнейдмана, высказанное им в беседе с корреспондентом журнала «Налоговая политика и практика» (№ 5, май 2012).
Вопрос НПП: Нужно ли организациям уже сегодня в учетной политике определять, какие стандарты при ведении бухгалтерского учета применять – российские ПБУ или МСФО?
Ответ: Новый закон не предоставляет организациям возможность составлять отчетность по международным стандартам финансовой отчетности. В нем установлено, что МСФО является основной для разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета.
Поэтому организации должны вести бухгалтерский учет и формировать отчетность в соответствии с национальными стандартами.
В то же время по плану развития бухгалтерского учета в Российской Федерации до 2012 года наше отношение к МСФО должно быть в некоторой степени скорректировано. Повторюсь, новый закон рассматривает международные стандарты как основу для разработки федеральных стандартов. План же предусматривает проведение работы по вопросу непосредственного применения в Российской Федерации некоторых международных стандартов для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица. Эту работу предполагается начать в нынешнем году и завершить в будущем.
Вопрос НПП: Объясните, пожалуйста, с какой целью в конце 2011 года приказом Минфина России были введены в действие на территории России некоторые МСФО и разъяснения к ним?
Ответ: Международные стандарты и разъяснения к ним, перечисленные в приказе Минфина России от 25.11.2011 № 160н, введены в действие исключительно для целей составления консолидированной финансовой отчетности.
Начиная с этого года, для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности юридического лица используются национальные стандарты – действующие ПБУ, а для формирования консолидированной отчетности – МСФО. По мере развития федеральных стандартов и их приближения к МСФО разрыв между этими двумя системами будет сокращаться.
На заметку
Закон о консолидированной отчетности (от 27.07.2010 № 208-ФЗ) определяет правила составления отчетности в соответствии с МСФО страховыми, кредитными и листинговыми компаниями. Если у компании есть дочерние общества, то она должна консолидировать в своей отчетности активы и обязательства «дочек».
Извлечение из Плана Минфина РФ на 2012 – 2015 г.г. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе МСФО
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Подготовка предложений о расширении сферы применения МСФО для составления консолидированной финансовой отчетности путем распространения действия Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» на другие организации (профессиональные участники рынка ценных бумаг, акционерные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, клиринговые организации, товарные биржи, биржевые посредники, биржевые брокеры, общественно значимые государственные унитарные предприятия и др.) |
2013 – 2015 г.г. |
Определение перечня МСФО, непосредственно применяемых для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица |
2012 г. |
Принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих непосредственное применение МСФО (по установленному перечню) для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица |
2013 г. |
Завершение приведения ранее принятых нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица в соответствие с МСФО |
2012 – 2015 г.г. |
Утверждение новых нормативных правовых актов по бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица на основе МСФО |
2012 – 2015 г.г. |
Разработка предложений по осуществлению дифференцированного подхода к ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности хозяйствующими субъектами |
2012 – 2014 г.г. |
Разработка предложений по внесению изменений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (в части должностей, связанных с бухгалтерским учетом и аудиторской деятельностью), направленных на отражение современных требований в отношении применения МСФО |
2013 г. |