Утверждены требования к правилам внутреннего контроля
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 утверждены требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций).
Согласно пункту 3 Требований правила внутреннего контроля являются документом, который:
а) регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации;
б) устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля;
в) определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.
Правила внутреннего контроля обязаны разрабатывать организации, перечисленные в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ:
кредитные организации;
профессиональные участники рынка ценных бумаг;
страховые организации и лизинговые компании;
организации федеральной почтовой связи;
ломбарды;
организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
операторы по приему платежей;
коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
кредитные потребительские кооперативы;
микрофинансовые организации.
В статье 4 Закона № 115-ФЗ перечислены меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Одной из таких мер является организация и осуществление внутреннего контроля.
Отсутствие юрлица по месту нахождения: последствия для банков
ФНС России письмом от 11.05.2012 № АС-4-2/7732 разъяснила кредитным организациям, что указание нижестоящим налоговым органам о необходимости представления в банки информации по фактам отсутствия налогоплательщиков- юридических лиц по адресам, которые в соответствии с ЕГРЮЛ являются адресами регистрации данных юридических лиц, направлено исключительно на то, чтобы банки исполняли положения пп. 1 и 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. В данном случае речь идет о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. При этом, как уверяет ФНС, никто налоговые инспекции не уполномочивал требовать от банков расторжения договоров с «провинившимися» клиентами.
Копия вышеуказанного письма направлена Минфином РФ Ассоциации российских банков (письмом от 13.06.2012 № 05-06-05/3-86). При этом Минфин добавил свою «ложку дегтя», вспомнив Постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 № 1307/10, в котором указано, что достоверная информация о местонахождении юридического лица является существенным условием как при заключении, так и при исполнении банковского счета. Следовательно, непредставление клиентом сведений при изменении его идентификационных признаков может служить основанием для расторжения банком договора банковского счета в силу закона о легализации преступных доходов.
Банк России в письме от 28.06.2012 № 90-Т также рекомендует кредитным организациям усилить контроль в отношении юридических лиц, связь с которыми по указанному в ЕГРЮЛ адресу отсутствует.