На официальном сайте Минфина РФ www.minfin.ru опубликованы Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Источниками роста налоговых поступлений в бюджетную систему государства на 3-летний период названы:
- повышение налоговых ставок;
- изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов;
- принятие мер в области налогового администрирования.
Содержанием налоговой политики в среднесрочной перспективе объявлен «налоговый маневр», который заключается в следующем:
- снижение налоговой нагрузки на труд и капитал;
- повышение налоговой нагрузки на потребление, включая дорогую недвижимость;
- повышение налоговой нагрузки на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов;
- переход к новой системе налогообложения недвижимого имущества.
Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности. В этой связи предусмотрено сохранение пониженной ставки страховых тарифов до 2027 года для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (14%) и оказывающих инжиниринговые услуги (30%).
Начиная с 2014 года, предполагается сохранение страхового тарифа для большинства плательщиков 30% и неперсонифицированного тарифа – 10% сверх установленной предельной базы; для малого бизнеса, некоммерческих организаций социальной направленности, благотворительных организаций и организаций на УСН – 20%.
В области совершенствования амортизационной политики предлагается снять условие о восстановлении амортизационной премии в случаях, когда основное средство реализовано до истечения 5 лет с момента ввода в эксплуатацию. Исключение будут составлять только взаимозависимые лица.
В 2013 – 2015 г.г. будет продолжена работа по оценке эффективности налоговых преференций в целях их оптимизации. При этом проводится работа по систематизации действующих налоговых льгот и их оценке, проблем администрирования и определения налоговых льгот, которые наиболее востребованы в целях модернизации производства и внедрения инноваций.
В связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом уровня инфляции в 2012 – 2014 г.г. предусматривается ежегодная индексация специфических ставок акцизов на все подакцизные товары. При этом опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции индексируются ставки акцизов на табачную и алкогольную продукцию. Предполагается, что розничная цена пачки сигарет в низкоценовом сегменте поднимется до 40 руб. в 2014 году с 16,5 руб. в 2011 году. Цена наиболее популярной марки сигарет вырастет соответственно с 36 до 61 руб. за пачку. Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% также будут расти опережающими темпами по сравнению с темпами ставок в отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9%, пива и натуральных вин.
Продолжается работа по оценке объектов капитального строительства в субъектах РФ с целью введения налога на недвижимость. Результаты работ по проведению кадастровой (массовой) оценки объектов капитального строительства ожидаются в 2012 году.
Планируется освободить от НДФЛ:
- субсидии, предоставляемые главам КФХ;
- единовременные выплаты и материальную помощь безработным гражданам в рамках государственных программ;
- приобретаемые гражданами, имеющими 3 и более детей, бесплатно земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
- оплата стоимости медицинских услуг, производимая за физических лиц работодателями, применяющими спецрежим;
- и др. виды материальной помощи и субсидий.
При этом предполагается из статьи 217 НК РФ исключить избыточные нормы.
В части налога на имущество предлагается:
- исключить из объектов налогообложения новые машины и оборудование;
- перейти к определению налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости;
- расширить полномочия субъектов РФ по установлению налоговой ставки.
В области сближения бухгалтерского и налогового учета предусмотрено:
- приведение порядка учета доходов от реализации имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, в соответствие с правилами, действующими в бухгалтерском учете;
- создание новой системы налогового учета, которая будет более тесно привязана к регистрам бухгалтерского учета.
В части упрощения налоговой отчетности планируется замена налоговых деклараций по налогу на прибыль, сдаваемых за отчетные периоды, упрощенными расчетами авансовых платежей.
Начиная с 2013 года будет введена минимальная ставка транспортного налога (без возможности ее снижения законами субъектов РФ) для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л.с. в размере 300 руб. с 1 л.с. с возможностью увеличения этой ставки законами субъектов РФ. В 5 раз будут увеличены средние ставки транспортного налога на мощные мотоциклы, гидроциклы, катера и яхты.
С 1 января 2013 года будет введена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, которая будет выделена в Налоговом кодексе в отдельную главу 26.5 в самостоятельный специальный налоговый режим. Субъекты РФ обязаны будут до конца 2012 года принять региональные законы о введении на своих территориях патентной системы налогообложения по 47 видам деятельности. Кроме того, они смогут расширить этот перечень видами деятельности, относящимися к бытовым услугам населению. ИП на патенте смогут нанимать 15 работников (сейчас – только 5). Налоговые платежи от УСН на патенте полностью будут поступать в местные бюджеты.
Переход на ЕНВД с 2013 года станет добровольным, а к 2018 году данный спецрежим будет отменен.
Будет введена обязательная досудебная процедура для всех актов налоговых органов, действий или бездействия должностных лиц налоговых органов.
В часть 1 НК РФ будут внесены изменения, направленные на предоставление налоговым органам прав на получение дополнительной информации, необходимой для осуществления налогового контроля, в частности, от банков. Банки будут предоставлять информацию о наличии вкладов (депозитов), об остатках денежных средств на вкладах (депозитах) и выписки по вкладам (депозитам). По статье 93.1 НК РФ налоговые органы смогут затребовать документы не только о налогоплательщике, но и связанных с ним по сделке контрагентах (посредниках).