Адрес электронной почты:
aga3133@gmail.com
Информация, обзоры, комментарии, консультации, школа бухгалтера
24.02.2012

Ответы на вопросы: кассовая дисциплина

24.02.2012

Мы находимся на ЕНВД.

1. Наш предприниматель сам производит расчет со всеми поставщиками. Суммы, на которые он закупает товары, мы проводим по кассе и составляем авансовые отчеты. То есть меня интересует, можно ли мне не показывать расчеты с поставщиками по кассе?

2. Можно ли отдавать по кассовой книге всю выручку предпринимателю и оформлять ее как доход от предпринимательской деятельности, а по мере необходимости приходовать ее как вклад предпринимателя на пополнение оборотных средств?

 

1. Согласно п.2 Указания ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У индивидуальные предприниматели могут расходовать выручку, поступившую в их кассы, на:

- выплату заработной платы, иные выплаты работникам (в т.ч. социального характера), стипендии;

- командировочные расходы;

- оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;

- выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги.

В изложенной в вопросе ситуации на денежные средства, израсходованные индивидуальным предпринимателем для расчетов с поставщиками, необходимо оформить:

1) приходный кассовый ордер от индивидуального предпринимателя на пополнение недостатка оборотных средств;

2) заявление и расходный кассовый ордер на получение денежных средств под отчет;

3) авансовый отчет с приложенными документами, подтверждающими расчеты с поставщиками.

При этом следует учитывать ограничение для расчетов наличными денежными средствами с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установленное в п.1 Указания ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У, а именно: не более 100 тысяч рублей в рамках одного договора, заключенного с указанными лицами.

 

2. В настоящее время в СМИ появились публикации, в которых индивидуальным предпринимателям советуют сверхлимитную выручку получать по расходному кассовому ордеру как доход предпринимателя, а для обеспечения расчетов с контрагентами вносить наличные деньги в кассу на пополнение недостатка оборотных средств.

В настоящее время нет нормативно-правовых актов, напрямую запрещающих или ограничивающих такую операцию. Нет и судебной практики.

Однако индивидуальным предпринимателям и бухгалтерам стоит обратить внимание на следующее. Согласно п.1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом к предпринимательской деятельности граждан в качестве индивидуального предпринимателя применяются правила Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями (п.3 ст. 23 ГК РФ). Согласно п.1 ст. 50 ГК РФ основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли. Прибыль от предпринимательской деятельности образуется после вычитания из полученных доходов (выручки) всех произведенных в предпринимательских целях расходов. Именно эта часть доходов от предпринимательской деятельности является личными средствами предпринимателя, которые он вправе потратить как на личное потребление, так и на развитие бизнеса.

Строго говоря, денежные средства, предназначенные для расчетов с поставщиками (подрядчиками) за уже поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), не являются личными средствами предпринимателя. Это – средства, предназначенные для расчетов в предпринимательской деятельности. А такие наличные средства сверх установленного лимита индивидуальные предприниматели обязаны хранить на банковских счетах в банках (п. 1.4 Положения о порядке ведения кассовых операций от 12.10.2011 № 373-П, п.4 письма ЦБ РФ от 15.02.2012 № 36-3/25).

Как вложение в бизнес (в том числе внесение денег на пополнение недостатка оборотных средств) можно рассматривать:

а) внесение денежных средств на приобретение (создание, изготовление) внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов, долгосрочных финансовых вложений);

б) внесение денежных средств для расчетов с поставщиками (подрядчиками) на условиях предоплаты (авансов);

в) внесение денежных средств для расчетов с поставщиками (подрядчиками) за поставленные товары (работы, услуги) в размере дебиторской задолженности, то есть в ситуации, когда от покупателей еще не поступили денежные средства за проданные товары (работы, услуги), а срок расчетов с поставщиками (подрядчиками) уже наступил;

г) внесение денежных средств на погашение займов и кредитов, в том числе уплату процентов по займам и кредитам, в случаях, когда доходов (выручки) от текущей деятельности недостаточно для погашения долговых обязательств.

 

На заметку

С 2012 года соблюдение кассовой дисциплины будет проверять ФНС России в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минфина РФ от 17.10.2011 № 133н. При этом в письме от 22.12.2011 № АС-4-2/21794@ ФНС России обратила внимание налоговых инспекторов, что приоритетным является налоговый контроль за полнотой учета выручки налогоплательщиками, не применяющими систему налогообложения в виде ЕНВД.

 

Банк на наш счет зачисляет оплату, поступившую по терминалу, уже за минусом  банковских расходов, в размере 1,8 % от суммы оплаты. Как правильно отражать в учете наш доход. Банк у нас выгружается в 1С. Получается надо постоянно вводить ручные проводки на приход терминальных средств и банковский расход? Терминал у нас идет ежедневно.  Мы находимся на УСНО (доходы минус расходы).

 

Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, учитывают доходы от реализации в соответствии со ст. 249 НК РФ. Доходами от реализации признается выручка, которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги).

Таким образом, при формировании налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в составе доходов следует отражать всю сумму поступившей выручки от реализации.

При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, перечисленные в п.1 ст. 346.16 НК РФ. Расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, учитываются при исчислении налоговой базы по единому налогу на основании пп.9 п.1 ст. 346.16 НК РФ.

Таким образом, при поступлении на расчетный счет выручки, полученной через терминал, в бухгалтерском учете следует сделать такие проводки:

Дебет 51 Кредит 76, субсчет «Расчеты с банком» - на сумму зачисленных на расчетный счет денежных средств;

Дебет 76, субсчет «Расчеты с банком» Кредит 90 – на сумму выручки, внесенной через терминал;

Дебет 91-2 Кредит 76 «Расчеты с банком» - комиссия банка.

Если аналитический учет расчетов с покупателями (клиентами, потребителями) организован на счетах бухгалтерского учета, то делают следующие проводки:

1) Дебет 62 (в разрезе контрагентов) Кредит 90 – начислена задолженность покупателей (клиентов, потребителей);

2) при поступлении денежных средств на расчетный счет:

Дебет 51 Кредит 76, субсчет «Расчеты с банком» - на сумму зачисленных на расчетный счет денежных средств;

Дебет 76, субсчет «Расчеты с банком» Кредит 62 (в разрезе контрагентов) – на сумму выручки, внесенной через терминал;

Дебет 91-2 Кредит 76 «Расчеты с банком» - комиссия банка.

 

 



    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: