Федеральным законом от 05.04.2013 № 39-ФЗ внесены изменения в главы 21, 25 и 25.3 НК РФ. Закон вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением некоторых положений. На официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru закон опубликован 08.04.2013 г.
Госпошлины
В главе 25.3 в новой редакции изложены абзацы 4 и 5 подпункта 95 п. 1 ст. 333.3, которым установлены размеры госпошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности на право ведения работ в области использования атомной энергии.
Порядок определения налоговой базы по НДС при выплате продавцом товаров премии покупателю
Статья 154 НК РФ дополнена новым пунктом 2.1, согласно которому выплата (предоставление) продавцом товаров (работ, услуг) их покупателю премии (поощрительной выплаты) за выполнение покупателем определенных условий договора поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), включая приобретение определенного объема товаров (работ, услуг):
- не уменьшает для целей исчисления налоговой базы продавцом товаров (работ, услуг) (и применяемых налоговых вычетов их покупателем) стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг),
- за исключением случаев, когда уменьшение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (поощрительной выплаты) предусмотрено указанным договором.
Пункт 2.1 ст. 154 НК РФ вступит в силу с 1 июля 2013 года.
Комментарий --------------------------------------------------------------------------------
По сути в Налоговом кодексе закрепили норму, которая ранее применялась как официальная позиция контролирующих органов (см.письма Минфина РФ от 28.02.2012 № 03-07-11/329, от 03.09.2012 № 03-07-15/120, 12.01.2011 № 03-07-11/02, от 13.11.2010 № 03-07-11/436, от 02.06.2010 № 03-07-11/231, ФНС России от 18.09.2012 № 15464@).
Аналогичную позицию заняли и судьи в налоговых спорах. Знаменательным явилось Постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 № 11637/11 в отношении спора между налоговым органом и ООО «Леруа-Мерлен Восток», в котором было указано, что премии, выплачиваемые продавцами товаров и непосредственно связанные с поставками товаров, наряду со скидками, напрямую предусмотренными договорами поставки в качестве таковых, также являются формой торговых скидок, применяемых к стоимости товаров и оказывающих влияние на налоговую базу по НДС. При этом одновременно должны осуществляться две операции:
- у продавца – уменьшение налоговой базы по НДС на сумму скидок;
- у покупателя – восстановление ранее заявленных налоговых вычетов НДС, исчисленных с суммы предоставленных скидок.
Минфином в комментариях к указанному судебному решению был сделан вывод, что квалификация премии (вознаграждения) в качестве формы торговой скидки должна производиться в каждом конкретном случае с учетом условий соответствующих договоров в зависимости от конкретной хозяйственной ситуации.
Так, следует учитывать нормы Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Согласно п. 4 ст. 9 Закона № 381-ФЗ соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения согласовывается сторонами этого договора, подлежит включению в цену договора и не должен учитываться при определении цены продовольственных товаров. При этом в соответствии с указанной выше нормой размер вознаграждения не может превышать 10 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.
Таким образом, вне зависимости от условий договора в случае перечисления продавцом продовольственных товаров их покупателю премии (вознаграждения) за достижение определенного объема закупок данных товаров указанные премии (вознаграждения) не изменяют стоимость ранее поставленных продовольственных товаров. Иными словами, отсутствуют правовые основания для корректировки налоговой базы по налогу на добавленную стоимость у продавца продовольственных товаров и восстановления сумм налоговых вычетов у покупателя.
Особенности купли и продажи непродовольственных товаров законодательством Российской Федерации не установлены.
Соответственно, в случае перечисления продавцом непродовольственных товаров их покупателю какой-либо премии (вознаграждения) такая премия (вознаграждение), исходя из условий договора, может:
- либо изменять стоимость ранее поставленных товаров (т.е. по своей правовой природе являться скидкой к цене товара);
- либо не изменять стоимость ранее поставленных товаров.
Порядок корректировки налоговой базы по НДС при увеличении стоимости товаров (работ, услуг)
В новой редакции изложен пункт 10 ст. 154 НК РФ. Начиная с 1 июля 2013 года, изменение в сторону увеличения стоимости (без учета НДС) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за увеличения цены (тарифа) и (или) увеличения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, будет учитываться при определении налогоплательщиком налоговой базы за налоговый период, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур в соответствии с п. 10 ст. 172 НК РФ. Такими документами являются договор, соглашение, иной первичный документ, подтверждающий согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
Таким образом, с 01.07.2013 г. при увеличении стоимости ранее отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) продавец будет регистрировать корректировочный счет-фактуру в книге продаж в том налоговом периоде, в котором с покупателем товаров (работ, услуг, имущественных прав) заключено соглашение (договор) на изменение стоимости, либо покупателю направлено соответствующее уведомление (иной документ).
Комментарий --------------------------------------------------------------------------------
Сейчас при увеличении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав продавец регистрирует корректировочный счет-фактуру:
- в книге продаж в случае, когда отгрузка (выполнение, оказание, передача) и увеличение стоимости произошли в одном налоговом периоде;
- в дополнительном листе к книге продаж в случае, когда отгрузка (выполнение, оказание, передача) произошла в одном налоговом периоде, а увеличение стоимости – в другом.
Это означает, что при отгрузке товаров (работ, услуг, прав) и увеличении их стоимости в разных налоговых периодах продавец должен пересчитать налоговую базу по НДС за тот налоговый период, в котором осуществлена отгрузка, представить в налоговый орган уточненную декларацию по НДС, доплатить налог и уплатить пени.
Единый корректировочный счет-фактура
Абзац 2 п. 5.2 ст. 169 НК РФ изложен в новой редакции. С 1 июля 2013 года налогоплательщик будет вправе составить единый корректировочный счет-фактуру на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, указанных в двух и более счетах-фактурах, составленных этим налогоплательщиком ранее.
Соответственно, в едином корректировочном счете-фактуре надо будет указывать:
- порядковые номера и даты составления счетов-фактур, по которым осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав (пп. 2 п. 5.2 ст. 169);
- количество (объем) товаров (работ, услуг) по счетам-фактурам исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности их указания) до и после уточнения количества (объема) поставленных (отгруженных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав (пп. 5 п. 5.2 ст. 169);
- стоимость всего количества товаров (работ, услуг), имущественных прав по счетам-фактурам без налога до и после внесенных изменений (пп. 8 п. 5.2 ст. 169);
- стоимость всего количества товаров (работ, услуг), имущественных прав по счетам-фактурам с учетом суммы налога до и после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав (пп. 12 п. 5.2 ст. 169);
- разницу между показателями счетов-фактур, по которым осуществляется изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав и показателями, исчисленными после изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав (пп. 12 п. 5.2 ст. 169).
Комментарий --------------------------------------------------------------------------------
Сейчас составление единого корректировочного счета-фактуры ни статьей 169 НК РФ, ни Правилами заполнения корректировочного счета-фактуры (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137) не предусмотрено. К каждому счету-фактуре (исправлению к счету-фактуре) составляется отдельный корректировочный счет-фактура.
Работы (услуги) казенных, бюджетных и автономных учреждений
Согласно пп. 4.1 п. 2 ст.146 НК РФ не признаются объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Теперь указанная норма распространена на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Комментарий --------------------------------------------------------------------------------
Указанный пп. 4.1 был введен в п. 2 ст. 146 НК РФ Федеральным законом от 18.07.2011 № 239-ФЗ и распространен на правоотношения, возникшие с 01.01.2012 г. С 8 апреля 2013 года налогоплательщики вправе представить в налоговые органы уточненные налоговые декларации по НДС за налоговые периоды 2011года на уменьшение ранее исчисленной налоговой базы, в которую были включены работы (услуги), не признаваемые в настоящее время объектами налогообложения.
Продление льготы для НКО, участвующих в реформировании ЖКХ
До конца 2015 года продлено действие пп. 38 п. 1 ст. 251 и п. 48.9 ст. 270 НК РФ.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы осуществляющей функции по предоставлению финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" некоммерческой организации, которые получены от размещения временно свободных денежных средств. Соответственно, не признаются для целей налогообложения прибыли и расходы, связанные с таким размещением.
Комментарий --------------------------------------------------------------------------------
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 01.12.2008 № 225-ФЗ (в ред. 25.12.2012) положения пп. 38 п. 1ст. 251 и п. 48.9 ст. 270 НК РФ распространялись на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года, и применялись до 31 декабря 2012 года включительно. Согласно ст. 4 Федерального закона от 05.04.2013 № 39-ФЗ вышеуказанные нормы распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года, и применяются по 31 декабря 2015 года включительно.