Зачем нужна претензионная работа
Одним из основных источников недорогих средств для обеспечения текущей финансово-хозяйственной деятельности компании являются оборотные средства, состоящие из дебиторской задолженности плюс материально-производственные запасы, минус кредиторская задолженность. В связи с этим одной из главных задач финансовой службы компании является сокращение дебиторской задолженности. Для успешного решения этой задачи необходимо выработать единый подход к договорной работе в части включения в договоры условия о неустойках, а также организовать эффективную претензионную работу.
С другой стороны, растягивание сроков оплаты по кредиторской задолженности также открывает доступ к готовому источнику денежных средств. Для законного «растягивания» сроков применяются последующая оплата (вместо предоплаты и авансов), отсрочки и рассрочки платежа по условиям договора. При этом финансовая служба должна следить за сроками расчетов по обязательствам с кредиторами, которые также могут предъявить претензию за несвоевременные расчеты. И тогда «дешевые» деньги станут «дорогими».
Пени, штрафы, неустойки – правовые основы
Согласно п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Статьей 331 ГК РФ предусмотрено, что соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает (ст. 332 ГК РФ).
Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку (ст. 333 ГК РФ).
Налогообложение
Доходы
Согласно п. 3 ст. 250 НК РФ к внереализационным доходам относятся доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
Датой получения доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) являются дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).
Расходы
Согласно пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.
В соответствии с пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ расходы в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) признаются на дату признания должником либо дату вступления в законную силу решения суда.
Документальное подтверждение доходов (расходов)
Письмом ФНС России от 10.01.2014 № ГД-4-3/108@ до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков доведено письмо Минфина РФ по вопросу учета для целей налогообложения прибыли организаций сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
В случае, когда кредитор учитывает данные суммы на дату их признания заемщиком, документом, свидетельствующим о признании должником обязанности по уплате кредитору неустойки за нарушение договорных или долговых обязательств (в полном объеме либо в меньшем размере) исходя из условий договора, могут являться:
- двусторонний акт, подписанный сторонами (соглашение о расторжении договора, акт сверки и т.п.);
- (или) письмо должника;
- (или) иной документ, подтверждающий факт нарушения обязательства, позволяющий определить размер суммы, признанной должником.
Кроме того, по мнению Минфина, самостоятельным основанием, свидетельствующим о признании должником данной обязанности полностью или в части, является соответственно полная или частичная фактическая уплата им кредитору соответствующих сумм. В этом случае фактически уплаченные должником суммы подлежат включению кредитором в состав внереализационных доходов.
Примечание. Хотя в письме Минфина прямо приведен перечень документов, на основании которых в налоговом учете могут признаваться доходы (расходы) в виде неустоек и возмещения ущерба, с юридической точки зрения он вызывает некоторые сомнения. В хозяйственной практике компаний урегулирование вопросов, связанных с предъявлением неустоек и требований о возмещении ущерба, производится в ходе претензионной работы, которая ведется по установленным правилам. Документы претензионного дела, являются не только бесспорным подтверждением доходов (расходов) организации, но и используются при необходимости в арбитражном процессе.
Организация и ведение претензионной работы
Претензионный порядок урегулирования спора - это форма защиты гражданских прав, представляющая собой урегулирование спорных вопросов между кредитором и должником до передачи спора в суд или арбитражный суд. Понятие "претензионный" тождественно понятию "досудебный" (см. Большой юридический словарь / Под ред. проф. А.Я. Сухарева, ИНФРА-М, 2007).
Организация претензионной работы в компании начинается с подготовки совместно с заинтересованными подразделениями приказа (положения, стандарта) о порядке ведения претензионной работы.
В этом документе необходимо определить:
1) порядок получения юридической службой от структурных подразделений документов, необходимых для предъявления претензий;
2) ответственных лиц и сроки передачи указанных документов;
3) алгоритм проверки наличия права на предъявление претензий и полноты материалов для их обоснования;
4) порядок и сроки визирования претензий заинтересованными подразделениями и передачи на подпись руководителю организации;
5) работа с полученными от контрагентов претензиями;
6) иные организационные вопросы по ведению претензионной работы.
Ведение претензионной работы состоит из следующих процедур:
1. Предъявление претензий:
- получение от структурных подразделений документов, необходимых для предъявления претензий, в том числе по дебиторской задолженности;
- открытие претензионного дела;
- проверка наличия права на предъявление претензий и полноты материалов для их обоснования;
- проверка законности предъявленной претензии и ее обоснованности (наличие необходимых доказательств, правильность расчета взыскиваемой суммы и т.д.);
- составление проекта претензий, согласование с заинтересованными структурными подразделениями и представление на подпись руководителю организации;
- учет и регистрация предъявленных претензий;
- подготовка необходимой документации для рассмотрения претензий в арбитраже;
2. Рекламационная работа:
- предъявление поставщикам (подрядчикам, изготовителям) рекламаций:
а) в связи с нарушениями условий договоров по качеству и (или) количеству поставленной продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
б) в связи с обнаруженными недостатками продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг в течение гарантийного срока, установленного законом и (или) договором;
- учет и регистрация рекламационных актов;
- подготовка необходимой документации для рассмотрения рекламаций в арбитраже;
3. Подготовка ответа на полученные претензии:
- учет и регистрация поступивших претензий;
- открытие претензионного дела;
- запрос недостающих документов по полученным претензиям;
- рассмотрение претензий;
- направление претензий структурным подразделениям, с деятельностью которых связана данная претензия, для проверки расчетов и представление всех документов, необходимых для разрешения претензий;
- составление проекта ответа на претензию, согласование с заинтересованными структурными подразделениями и представление на подпись руководителю организации;
- подготовка необходимой документации для рассмотрения претензий в арбитраже;
- анализ и обобщение практики рассмотрения претензий, внесение предложений руководителю организации об ответственности конкретных лиц и структурных подразделений, допустивших нарушения хозяйственных обязательств перед контрагентами.
Поделиться с друзьями: