Адрес электронной почты:
aga3133@gmail.com
Информация, обзоры, комментарии, консультации, школа бухгалтера
23.03.2014

ПФР разъяснил какие доптарифы надо применять в 2014 году

23.03.2014

Пенсионный фонд РФ письмом от 12.02.2014 № НП-30-26/1707 сообщает о порядке применения дополнительных тарифов в связи с принятием федеральных законов от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда», предусматривающих изменение с 1 января 2014 года порядка применения дополнительных тарифов страховых взносов, установленных статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Плательщики дополнительного тарифа страховых взносов

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 58.3 закона № 212-ФЗ дополнительный тариф страховых взносов установлен для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, занятых на видах работ:

а) указанных в пп. 1 п. 1 ст. 27 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ:

  •  подземные работы;
  •  работы с вредными условиями труда;
  •  работы в горячих цехах;

б) указанных в пп. 2-18 п. 1 ст. 27 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ:

  •  работы с тяжелыми условиями труда;
  •  работы в отдельных отраслях по определенным профессиям (например, рабочие и мастера на лесосплаве и лесозаготовках; пожарные; женщины в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью и др.).

Для чего проводится специальная оценка условий труда

Согласно ст. 3 закона № 426-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2014 г., специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В соответствии с классификацией, предусмотренной статьей 14 закона № 426-ФЗ, условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс) условия труда.

При этом вредные условия труда (3 класс) подразделяются на 4 подкласса, соответствующих определенной степени вредности:

  • подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени);
  • подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени);
  • подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени);
  • подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени).

 

 Как влияет класс условий труда на тариф страховых взносов

После того, как работодатели, у которых трудятся работники на работках, указанных в  пп. 1-18 п. 1 ст. 27 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, проведут специальную оценку условий труда, они будут уплачивать дополнительный тариф к страховым взносам в размерах, установленных п. 2.1 ст. 58.3 закона № 212-ФЗ, в зависимости от класса/подкласса условий труда:

  • (4) опасный - 8%;
  • (3.4) вредный - 7%;
  • (3.3) вредный - 6%;
  • (3.2) вредный - 4%;
  • (3.1) вредный - 2%;
  • (2) допустимый - 0%;
  • (1) оптимальный - 0%.


 Применение новых дополнительных страховых тарифов по результатам аттестации рабочих мест

Согласно п. 4 ст. 27 закона № 426-ФЗ, п.п. 4 и 5 ст. 15 закона № 421-ФЗ указанные дополнительные тарифы страховых взносов используются также по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу закона № 426-ФЗ порядком.

Порядок проведения аттестации рабочих мест до 1 января 2014 года определен приказами Минздравсоцразвития от 31.08.2007 № 569 и от 26.04.2011 № 342н.

Согласно п. 13 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда № 342н оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам, оценку травмоопасности рабочих мест, оценку обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте согласно п. 36 вышеуказанного Порядка № 342н включает в себя результаты оценок:

  • класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам;
  • класса условий труда по травмоопасности;
  • обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Классификация условий труда по соответствию гигиеническим нормативам предусмотрена Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса (Р 2.2.2006-05) от 29.07.2005 и включает 4 класса условий труда:

  •  1 класс - оптимальные условия труда;
  •  2 класс - допустимые условия труда;
  •  3 класс - вредные условия труда, которые условно разделяются на 4 степени вредности: 3.1, 3.2, 3.3, 3.4;
  • 4 класс - опасные (экстремальные) условия труда.

Классификация условий труда по травмоопасности предусмотрена п. 28 Порядка № 342н  и включает 3 класса травмоопасности:

  •  1 класс травмоопасности - оптимальный;
  •  2 класс травмоопасности - допустимый;
  •  3 класс травмоопасности - опасный.

Согласно п. 5 ст. 15 закона № 421-ФЗ результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу закона № 426-ФЗ, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленных п. 2.1 ст. 58.3 закона № 212-ФЗ в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам вышеуказанной аттестации признаны вредными и (или) опасными.

 Вывод. Если по результатам аттестации рабочих мест условия труда признаны вредными и (или) опасными, то применяются новые дополнительные тарифы, установленные п. 2.1 ст. 58.3 закона № 212-ФЗ.
 

«Старые» дополнительные тарифы

Это – тарифы, предусмотренные п.п. 1 и 2 ст. 28.3 закона № 212-ФЗ. На 2014 год они установлены в следующих размерах:

  •  6 процентов – для работ, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 27 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ;
  •  4 процента – для работ, указанных в пп. 2-18 п. 1 ст. 27 закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

 

 В каких случаях в 2014 году применяются «старые» дополнительные тарифы

 Исходя из п. 4 ст. 15 Закона № 421-ФЗ установление по результатам аттестации оптимального и (или) допустимого класса условий труда для рабочих мест по работам, перечисленным в подпунктах 1 - 18 п. 1 ст. 27  закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не препятствует включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах по вышеуказанным работам при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ.

Указанные результаты аттестации не учитываются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленных п. 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ. В отношении этих рабочих мест уплата страховых взносов по дополнительным тарифам должна производиться плательщиками в размерах, установленных частями 1 и 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ.

 Вывод. Если по результатам аттестации рабочих мест условия труда признаны оптимальными и (или) допустимого класса, то применяются «старые» дополнительные тарифы, установленные п.п. 1 и 2 ст. 58.3 закона № 212-ФЗ.

Добавить комментарий
Необходимо согласие на обработку персональных данных
Повторная отправка формы через: