Чтение документов - изучение тех или иных документов, характеризующих соответствующие объекты контроля.
В это понятие входят:
- определение подлинности и правильности оформления документов,
-достоверности и законности отраженных в них хозяйственных операций.
Аудитор и контролер должны убедиться в реальности определенного документа. Для этого используются два приема:
1) выбираются определенные записи в бухгалтерском учете и прослеживаются отражения операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции;
2) проверяются некоторые первичные документы, отражение их данных в регистрах синтетического и аналитического учета, находится заключительная корреспонденция счетов и убеждаются в том, что соответствующие хозяйственные операции отражены в учете.
Счетная проверка представляет собой проверку правильности цифрового материала в документах и регистрах учета.
Эта проверка заключается в оценке арифметической точности данных, отраженных в документах и учетных записях, и в выполнении контролерами независимых подсчетов. Пересчет, как правило, осуществляется выборочно.
При выборке надо пользоваться ФПСАД № 16 «Аудиторская выборка», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.
Сопоставление (сверка) документов означает сверку сведений о конкретном объекте контроля, содержащихся в разных документах.
Этот метод используется при сверке документов, составленных объектом проверки, с документами третьих лиц для установления достоверности хозяйственных операций, выявления ошибок или нарушений.
Инвентаризация
— прием, который позволяет получить точную информацию о наличии имущества у объекта проверки и ориентировочную информацию о состоянии этого имущества.
При инвентаризации данные о наличии хозяйственных средств фиксируются в инвентаризационных описях и — в случае расхождения фактических и учетных данных — в сличительных ведомостях. Данные инвентаризации сравниваются с данными бухгалтерского учета и отчетности с целью установления недостач или излишков средств.
Основная цель контроля — оценить соблюдение организацией правил и сроков проведения инвентаризации, которые регламентированы Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.
Отклонение от требований этих методических указаний делает акт инвентаризации необоснованным и по существу недействительным, в связи с чем аудитор или контролер должен обстоятельно проверить их фактическое выполнение.
До начала проведения инвентаризации целесообразно сделать следующее:
1) выяснить, как часто и в каком объеме проводилась инвентаризация имущества и финансовых обязательств;
2) проверить правильность изменений в бухгалтерской документации по ранее проводившимся в организации инвентаризациям;
3) ознакомиться с номенклатурой и объемами товарно-материальных ценностей, выявить среди них наиболее дорогостоящие товарно-материальные ценности, особенно двойного пользования;
4) проанализировать эффективность системы управленческого учета движения и сохранности товарно-материальных ценностей, выявить ее слабые и сильные стороны.
Инвентаризация используется в дополнение к документированию как способ разового первичного наблюдения за объектами контроля.