Процесс проверки целесообразно подразделять на четыре отдельных этапа (см. в пособии – табл.3 на стр.14).
Важнейшим моментом планирования с учетом предпринимательских рисков считается обоснованный выбор и оценка объектов для проведения проверок по следующим направлениям:
1) стратегический внутренний аудит;
2) внутренний аудит корпоративного управления;
3) правовой внутренний аудит;
4) операционный внутренний аудит;
5) внутренний аудит финансовой (бухгалтерской) и налоговой отчетности.
Стратегический внутренний аудит охватывает области стратегического планирования организации, ее инвестиционную деятельность, систему сбалансированных показателей и ключевых показателей деятельности.
Внутренний аудит корпоративного управления оценивает соответствие процедур и методов внутреннего управления организацией ее целям, возможность их совершенствования и динамику развития управленческих технологий.
Операционный внутренний аудит затрагивает текущую деятельность организации (производственную, финансовую, хозяйственную, оперативное планирование, работу системы экономической информации, вопросы бюджетирования и подготовку управленческой отчетности).
Внутренний аудит финансовой (бухгалтерской) и налоговой отчетности направлен на проверку работы системы бухгалтерского и налогового учета и формирования соответствующей отчетности.
Правовой внутренний аудит нацелен на контроль за соблюдением требований законодательства, нормативов, приказов, распоряжений, внутренних регламентов организации.
К конкретным объектам внутреннего аудита и контроля могут относиться:
1) законы и подзаконные акты, внутренние правила, инструкции, процедуры, применяемые методики;
2) структурные подразделения организации и ее филиалы;
3) бухгалтерские, управленческие и иные отчеты и регистры информации;
4) системы экономической информации;
5) планы, программы и основные договоры;
6) основные циклы работы организации и участвующие в них ее подразделения;
7) группы однотипных операций.
Планирование позволяет эффективно распределить работу между участвующими в них аудиторами и контролерами и эффективно координировать их деятельность.
Хорошее планирование позволяет оптимизировать затраты труда, поскольку заранее помогает определить, какие вопросы должны проверять лучшие кадры, а где можно поставить новичка.
Процесс планирования можно разделить на следующие основные этапы:
1) предварительное планирование;
2) подготовка и составление общего плана;
3) подготовка и составление программы;
4) согласование общего плана и программы с заказчиком проверки.
Описание этапов процесса планирования проверок – см. пособие стр. 15.
Схема общего плана проверки Наименование объекта проверки. Период проверки. Количество человеко-часов. Руководитель группы проверки. Состав группы проверки.
Схема программы проверки Наименование проверяемого подразделения. Период проверки. Количество человеко-часов. Руководитель проверочной группы. Состав проверочной группы. Планируемый уровень существенности:
№ п/п |
Планируемые виды работ |
Период проведения и трудоемкость |
Исполнитель |
Примечание |
1. |
X |
X |
X |
X |
2. |
X |
X |
X |
X |
3. |
X |
X |
X |
X | |
№ |
Перечень контрольных процедур по разделам проверки |
Период проведения и трудоемкость |
Исполнитель |
Рабочие документы |
Примечание |
1 |
X |
X |
X |
X |
X |
2 |
X |
X |
X |
X |
X |
Для повышения качества планирования целесообразно обсуждать отдельные разделы общего плана проверки и определенные программами контрольные процедуры с руководителями и специалистами проверяемых структур. Другими словами, при планировании проверки возможно заранее оговаривать со специалистами этих структур, когда и что будет проверяться. В этом случае нужные при проверке сотрудники будут на месте, а необходимые документы заранее подготовлены.
Вместе с тем следует отметить, что именно руководитель проверки несет ответственность за правильную и детальную разработку ее плана и программ.