Аудитор и контролер получают доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу: инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, пересчет (проверка арифметических расчетов проверяемого лица) и аналитические процедуры.
Инспектирование представляет собой проверку записей, документов или материальных активов.
В ходе инспектирования записей и документов аудитор и контролер получают доказательства различной степени надежности проверяемых документов.
Наблюдение представляет собой отслеживание процесса или процедуры, выполняемой другими лицами (например, наблюдение за пересчетом материальных запасов, осуществляемым сотрудниками объекта проверки).
Запрос представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами объекта проверки.
Запрос по форме может быть как официальным письменным запросом, адресованным третьим лицам, так и неформальным устным вопросом.
Подтверждение представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в учетных записях.
Пересчет представляет собой:
- проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и учетных записях,
- (либо) выполнение контролером самостоятельных расчетов.
Аналитические процедуры представляют собой:
- анализ и оценку полученной информации,
- исследование важнейших показателей работы объекта проверки в целом.
Эти процедуры выполняются при изучении и сравнении взаимозависимости финансовой и нефинансовой информации.
Они позволяют выявить:
- необычные сделки и события,
- существенные изменения в деятельности организации,
- ошибки,
- отклонения от норм и нормативов,
- нарушения применяемой нормативной правовой базы,
- факторы, указывающие на возможное банкротство организации.
Аналитические процедуры в процессе проведения проверки могут включать в себя:
1) сравнение текущей информации с подобной информацией в предыдущие периоды;
2) сравнение текущей информации со сметами расходов и прогнозами;
3) изучение взаимосвязи финансовой и нефинансовой информации (сравнение расходов на оплату труда со средним количеством служащих);
4) изучение взаимосвязи элементов информации (колебания расходов на выплату процентов сравниваются с остатками непогашенной задолженности);
5) сравнение информации с аналогичной информацией других подразделений организации;
6) сравнение информации с аналогичной информацией по отрасли, в которой работает организация.
Аналитические процедуры позволяют подготовить следующие материалы для руководства организации или ее структурных подразделений:
1) всеобъемлющий аналитический обзор;
2) обобщающие финансовые коэффициенты;
3) модели возможного банкротства;
4) показатели финансового состояния;
5) информация об отдельных объектах учета или совокупности финансовых данных.