Работа СВК регламентируется внутренними документами.
Объект контроля — это предмет или явление, на который направлено внимание внутреннего контролера или внутреннего аудитора организации.
Внутренний контролер - штатный сотрудник организации, одной из обязанностей которого является выполнение контрольных функций.
Внутренний аудитор - штатный сотрудник организации, работающий в службе внутреннего контроля и аудита (СВА).
Предмет контроля — состояние или деятельность объекта контроля, например, организации в целом или ее бизнес-участников или структурных подразделений.
Субъект контроля — носитель практической деятельности по осуществлению контроля, т.е. внутренний контролер или внутренний аудитор, а также СВА.
Средства контроля — это методы, приемы и процедуры, позволяющие выявлять и предупреждать возникновение в состоянии и деятельности объектов и предметов контроля несоответствие требованиям:
1) нормативно-правовой базы,
2) принятым управленческим решениям.
СВК контролирует следующие основные направления деятельности объектов проверки:
1) соблюдение ими требований нормативно-правовой базы;
2) точность и полноту ведения бухгалтерского и управленческого учета, составления финансовой (бухгалтерской) и управленческой отчетности;
3) предотвращение в учете ошибок и искажений;
4) исполнение приказов и распоряжений;
5) обеспечение сохранности имущества.
Структурные части СВК:
1) система бухгалтерского учета;
2) контрольная среда;
3) средства внутреннего контроля;
4) система оценки рисков.
Система бухгалтерского учета должна обеспечить внутрихозяйственный бухгалтерский контроль на следующих стадиях учета:
1) рассмотрения главным бухгалтером поступивших на подпись (визирование):
а) первичных документов;
б) договоров, смет, приказов;
в) других документов, связанных с расходованием денежных и материальных средств;
2) в ходе учетной регистрации хозяйственных операций;
3) при проведении инвентаризации товарно-материальных и других ценностей;
4) при обобщении учетной и отчетной информации;
5) в ходе проводимых с другими функциональными службами проверок в отдельных хозяйственных подразделениях.
Внутрихозяйственный бухгалтерский контроль должен обеспечивать, чтобы:
1) финансово-хозяйственные операции в учете правильно отражали временной период их осуществления и были зафиксированы в правильных суммах
(дата и сумма операции)
2) финансово-хозяйственные операции правильно и в соответствии с действующими нормативными документами и учетной политикой были отражены на счетах бухгалтерского учета;
(квалификация хозяйственной операции)
3) были разделены функции между работниками бухгалтерии, что ограничивает возможность злоупотреблений
(разделение функций)
Внутрихозяйственный бухгалтерский контроль является:
- непрерывным,
- сплошным,
- системным,
- строго документированным.
Бухгалтерская служба является самостоятельной информационной и контрольной подсистемой в рамках СВК.
Контрольная среда обеспечивает:
1) разделение несовместимых функций, позволяющих руководителям всех уровней принимать комплексные управленческие решения, касающиеся в первую очередь использования активов организации;
2) строгое регламентирование контрольных функций руководителей различных структурных подразделений организации, которым вменяется в обязанность в рамках их компетенции подписывать первичные документы, контролировать соблюдение норм расхода сырья, материалов, топлива, электроэнергии и трудовых затрат. Цель - повышение персональной ответственности должностных лиц за экономическую и юридическую обоснованность операций, оформляемых документами, которые подписывают эти лица.
Несовместимые функции - функции, сосредоточение которых у одного лица в любых комбинациях может способствовать совершению им случайных или умышленных ошибок, а также затруднять их обнаружение.
Сюда следует отнести:
а) непосредственный доступ к активам;
б) разрешение на осуществление операций с активами;
в) непосредственное осуществление хозяйственных операций;
г) отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете.
Средства внутреннего контроля должны обеспечивать достижение следующих целей:
1) финансово-хозяйственные операции выполняются с разрешения уполномоченных на то руководителей;
2) все операции в бухгалтерском учете:
а) фиксируются:
- в правильных суммах,
- на надлежащих счетах бухгалтерского учета,
- в правильном периоде времени,
- в соответствии с принятой в организации учетной политикой;
б) обеспечивают возможность подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности;
3) доступ к активам возможен только с разрешения соответствующего руководителя организации;
4) соответствие зафиксированных в бухгалтерском учете и фактически имеющихся в наличии активов методами инвентаризации определяется руководством с установленной нормативными документами периодичностью, и в случае расхождения оно предпринимает надлежащие действия;
5) непосредственный доступ к активам разрешен регламентирующими документами строго определенному кругу сотрудников организации.
Система оценки рисков
Под рисками хозяйственной деятельности организации понимается:
- возможность утраты ею ликвидности
- и (или) появление финансовых потерь (убытков),
связанных с внутренними и внешними факторами, влияющими на деятельность организации.
Оценка рисков осуществляется с помощью:
- проверок эффективности работы бухгалтерии,
- наличия контрольной среды,
- наличия системы средств внутреннего контроля.
Структура и характеристика объектов контроля
Под объектами контроля понимаются:
- активы, капитал и обязательства организации, получившие отражение в бухгалтерском балансе организации и приложениях к нему,
- осуществляемые организацией бизнес-процессы и их результаты.
Виды бизнес-процессов и их результатов:
• снабженческо-заготовительная деятельность
— приобретение, погрузка и разгрузка, сортировка и оценка качества, хранение, обеспечение материалами и полуфабрикатами рабочих мест.
Принимаемые решения:
ü об объеме оптовых закупок сырья, материалов и полуфабрикатов
ü их складировании
ü о выборе поставщика
ü о проведении маркетинговых исследований;
• производственная деятельность
— обусловливает формирование основной массы затрат.
Задачи контроля:
ü выявление резервов повышения эффективности производства путем снижения себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг);
• финансово-сбытовая деятельность
—анализ ассортимента выпускаемой продукции, ее рентабельности, своевременное и качественное выполнение договоров.
Задачи контроля:
ü определить наиболее выгодные для производства виды продукции,
ü выявить факторы, влияющие на размер дохода как от всего объема производства, так и от отдельных продуктов;
• организационная деятельность
— обусловливает эффективность всех бизнес-процессов в организации.