Адрес электронной почты:
aga3133@gmail.com
Информация, обзоры, комментарии, консультации, школа бухгалтера
17.12.2011

Термины и определения

17.12.2011

Работа СВК регламентируется внутренними документами.

Объект контроля — это предмет или явление, на который на­правлено внимание внутреннего контролера или внутреннего ау­дитора организации.

 

Внутренний контролер - штатный сотрудник организации, одной из обязанностей ко­торого является выполнение контрольных функций.

 

Внутрен­ний аудитор - штатный сотрудник организации, работающий в службе внутреннего контроля и аудита (СВА).

 

Предмет контроля — состояние или деятельность объекта кон­троля, например, организации в целом или ее бизнес-участников или структурных подразделений.

 

Субъект контроля — носитель практической деятельности по осуществлению контроля, т.е. внутренний контролер или внут­ренний аудитор, а также СВА.

 

Средства контроля — это методы, приемы и процедуры, позво­ляющие выявлять и предупреждать возникновение в состоянии и деятельности объектов и предметов контроля несоответствие тре­бованиям:

1)     нормативно-правовой базы,

2)     принятым управленче­ским решениям.

СВК контролирует следующие основные направления деятельности объектов проверки:

1)     соблюдение ими требований нормативно-правовой базы;

2)     точность и полноту ведения бухгалтерского и управленче­ского учета, составления финансовой (бухгалтерской) и управ­ленческой отчетности;

3)     предотвращение в учете ошибок и искажений;

4)     исполнение приказов и распоряжений;

5)     обеспечение сохранности имущества.

 

Структурные части СВК:

1) система бухгалтерского учета;

2) контрольная среда;

3) средства внутреннего контроля;

4) система оценки рисков.

 

Система бухгалтерского учета должна обеспечить внутрихо­зяйственный бухгалтерский контроль на следующих стадиях уче­та:

1) рассмотрения главным бухгалтером поступивших на подпись (визирование):

а) первичных документов;

б) договоров, смет, приказов;

в) других документов, связанных с рас­ходованием денежных и материальных средств;

 

2) в ходе учетной регистрации хозяйственных операций;

 

3) при проведении ин­вентаризации товарно-материальных и других ценностей;

 

4) при обобщении учетной и отчетной информации;

 

5) в ходе проводимых с другими функциональными службами прове­рок в отдельных хозяйственных подразделениях.

 

Внутрихозяйственный бухгалтерский контроль должен обес­печивать, чтобы:

1) финансово-хозяйственные операции в учете правильно от­ражали временной период их осуществления и были зафиксиро­ваны в правильных суммах

(дата и сумма операции)

 

2) финансово-хозяйственные операции правильно и в соответ­ствии с действующими нормативными документами и учетной политикой были отражены на счетах бухгалтерского учета;

(квалификация хозяйственной операции)

 

3) были разделены функции между работниками бухгалтерии, что ограничивает возможность злоупотреблений

(разделение функций)

 

Внутрихозяйственный бухгалтерский контроль является:

- не­прерывным,

- сплошным,

- системным,

- строго документированным.

 

Бухгалтерская служба является са­мостоятельной информационной и контрольной подсистемой в рамках СВК.

 

Контрольная среда обеспечивает:

1) разделение несовместимых функций, позволяющих руководителям всех уровней принимать комплексные управленческие решения, касающиеся в первую оче­редь использования активов организации;

2) строгое регламентирова­ние контрольных функций руководителей различных структурных подразделений организации, которым вменяется в обязанность в рамках их компетенции подписывать первичные документы, кон­тролировать соблюдение норм расхода сырья, материалов, топли­ва, электроэнергии и трудовых затрат. Цель - повышение персональной ответ­ственности должностных лиц за экономическую и юридическую обоснованность операций, оформляемых документами, которые подписывают эти лица.

 

Несовместимые функции - функции, сосредоточение которых у одного лица в любых комбинациях может способствовать совер­шению им случайных или умышленных ошибок, а также затруд­нять их обнаружение.

Сюда следует отнести:

а) непосредственный доступ к активам;

б) разрешение на осуществление операций с активами;

в) непосредственное осуществление хозяйственных операций;

г) отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

 

Средства внутреннего контроля должны обеспечивать дости­жение следующих целей:

1) финансово-хозяйственные операции выполняются с разре­шения уполномоченных на то руководителей;

2) все операции в бухгалтерском учете:

а) фиксируются:

- в пра­вильных суммах,

- на надлежащих счетах бухгалтерского учета,

- в правильном периоде времени,

- в соответствии с принятой в орга­низации учетной политикой;

б) обеспечивают возможность подго­товки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности;

3) доступ к активам возможен только с разрешения соответст­вующего руководителя организации;

4) соответствие зафиксированных в бухгалтерском учете и фактически имеющихся в наличии активов методами инвентари­зации определяется руководством с установленной нормативны­ми документами периодичностью, и в случае расхождения оно предпринимает надлежащие действия;

5) непосредственный доступ к активам разрешен регламенти­рующими документами строго определенному кругу сотрудников организации.

Система оценки рисков

Под рисками хозяйственной деятельности организации пони­мается:

- возможность утраты ею ликвидности

- и (или) появление финансовых потерь (убытков),

связанных с внутренними и внеш­ними факторами, влияющими на деятельность организации.

Оценка рисков осуществляется с помощью:

- проверок эффек­тивности работы бухгалтерии,

- наличия контрольной среды,

- наличия сис­темы средств внутреннего контроля.

Структура и характеристика объектов контроля

Под объектами контроля понимаются:

- активы, капитал и обязательства организации, получившие отражение в бухгал­терском балансе организации и приложениях к нему,

- осу­ществляемые организацией бизнес-процессы и их результаты.

 

Виды бизнес-процессов и их результатов:

 

   снабженческо-заготовительная деятельность

 

— при­обретение, погрузка и разгрузка, сортировка и оценка качества, хранение, обеспечение материалами и полуфабрикатами рабочих мест.

 

Принимаемые решения:

ü  об объеме оптовых за­купок сырья, материалов и полуфабрикатов

ü  их складировании

ü  о выборе поставщика

ü  о проведении маркетинго­вых исследований;

 

   производственная деятельность

 

— обусловливает формирование ос­новной массы затрат.

 

Задачи контроля:

ü  выявление резервов повышения эффективности производства путем снижения себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг);

 

   финансово-сбытовая деятельность

 

 —анализ ас­сортимента выпускаемой продукции, ее рентабельности, свое­временное и качественное выполнение договоров.

 

Задачи контроля:

ü  определить наиболее выгодные для производства виды продукции,

ü  выявить факторы, влияющие на размер дохода как от всего объема произ­водства, так и от отдельных продуктов;

 

   организационная деятельность

 

— обусловливает эф­фективность всех бизнес-процессов в организации.

 

 

 

 

 

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: