Каждый вывод, содержащийся в отчете (акте) СВА или в другом отчетном документе, должен быть подкреплен достаточными, надлежащими и надежными аудиторскими доказательствами. Рассмотрим содержание этих терминов.
Достаточность представляет собой количественную меру доказательств, т.е. показывает, много или мало собрано доказательств для подтверждения сделанных выводов.
Надлежащий характер является качественной стороной доказательств, т.е. отражением того, имеют ли они отношение к подтверждению выводов аудитора или контролера, сделанных по результатам проверки.
Надежность доказательств во многом зависит:
а) от источника их получения (внутреннего или внешнего),
б) от формы их предоставления (визуальной, документальной или устной).
При оценке надежности доказательств исходят из следующего:
1) доказательства, полученные из внешних источников, более надежны, чем доказательства, полученные из внутренних источников;
2) доказательства, полученные из внутренних источников, более надежны, если существующие системы бухгалтерского учета и контроля являются эффективными;
3) доказательства, собранные непосредственно, более надежны, чем доказательства, полученные от объекта проверки;
4) доказательства в форме документов и письменных заявлений более надежны, чем заявления, представленные в устной форме.
5) доказательства более убедительны, если они получены из различных источников, обладают различным содержанием и при этом не противоречат друг другу.
Для сбора аудиторских доказательств контролеры используют основные источники информации, которые подразделяются на внеучетные и учетные.
Внеучетными источниками являются следующие:
Плановая документация.
Система планов отражает те цели, которые ставит перед собой организация. Контролеры должны:
- сверять показатели, содержащиеся в планах, с отчетными данными,
- выявлять причины отклонений,
- предлагать меры по уменьшению или увеличению плановых показателей.
Большая работа может проводиться контролерами:
а) по проверке обоснованности плановых заданий,
б) на стадии формирования планов и программ в соответствии с приказами или распоряжениями руководства коммерческой организации.
Нормативная документация.
В нормативной документации отражены действующие в организации нормативы затрат, которые являются основой при составлении планов и программ.
Эти нормативы должны быть прогрессивными, отражать достигнутый уровень затрат труда, материалов, использования оборудования в расчете на единицу выпускаемой продукции, работ, услуг. Они учитывают технологические отходы, нормальный брак и перерывы в работе, т.е. рассчитаны на средние условия деятельности организации.
Материалы контрольных служб:
1) материалы внутриведомственной и вневедомственной ревизии, внешнего аудита;
2) материалы лабораторного и врачебно-санитарного контроля;
3) материалы проверок налоговой службы;
4) материалы проверок природоохранными органами;
5) отчеты служб организации о выполнении приказов и распоряжений ее руководства.
Переписка организации со следующими контрагентами:
1) организации, координирующие их работу;
2) заказчики продукции (работ, услуг);
3) поставщики сырья, материалов, комплектующих, оборудования;
4) финансовые и кредитные учреждения.
Учетные источники:
1) бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность;
2) управленческий учет и отчетность.
Нет стандартного набора внутренней управленческой отчетности с едиными формами и информационной структурой. Управленческая отчетность индивидуальна. Поэтому при разработке набора управленческих отчетов целесообразно учитывать основные классификационные признаки:
1) по содержанию информации;
2) по уровням управления;
3) по целям управления.
По содержанию информации управленческие отчеты делятся на комплексные, тематические (по ключевым показателям) и аналитические.
По уровням управления различают оперативные отчеты, текущие и сводные отчеты.
Характеристика учетных источников информации – см. пособие стр.17.
Классификация источников информации – см. пособие таблица 4 на стр.22.