ООО заключило со специализированной организацией договор на оказание маркетинговых услуг. Как правильно их оформить, чтобы расходы можно было учесть в налоговой базе по налогу на прибыль?
Как правильно оформить расходы на маркетинговые исследования
Для целей налогообложения прибыли маркетинговые услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, на основании пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ.
К маркетинговым услугам относятся такие услуги как:
- изучение рынков сбыта, спроса и предложения продуктов аналогичных продукту заказчика;
- бизнес-исследование (изучение) желаний и предпочтений потребителей;
- разработка идей по реализации продукта заказчика;
- осуществление поиска оптимального контрагента для продажи товара;
- сбор и анализ информации о деятельности конкурентов и др.
По общему правилу, закрепленному в ст. 252 НК РФ, для признания в налоговом учете расходов налогоплательщика они должны быть экономически обоснованными, то есть направленными на получение доходов, а также подтверждены соответствующими документами.
В первую очередь, таким обоснованием являются четкие формулировки в договоре, раскрывающие сущность и подробное содержание маркетинговых услуг. Кроме этого, целесообразно указать стоимость услуг по их видам (этапам, содержанию, отдельным экспертным заключениям или др.). В тексте договора об оказании маркетинговых услуг необходимо зафиксировать обязанность исполнителя по расшифровке содержания оказанных услуг и обоснованию каждой конкретной денежной суммы.
Подтверждением факта оказания услуг являются отчет исполнителя и акт об оказанных услугах. В акте, как и в договоре, должен быть представлен подробный перечень оказанных услуг (выполненных работ) и стоимость каждой конкретной услуги (работы). Документация по договору (результаты исследований, экспертные оценки и заключения, расчеты и т.п.) передается от заказчика исполнителю по акту приемки-передачи, в котором указывается точное название каждого переданного документа.
Из содержания отчета исполнителя должно быть видно, что проведенное маркетинговое исследование имеет отношение к предпринимательской деятельности налогоплательщика.
Кроме этого, отчет исполнителя должен носить исследовательский характер. Если же в отчет перенесена информация из общедоступных источников (например, из Интернета), то расходы налогоплательщика могут быть признаны экономически необоснованными, поскольку такая информация может быть получена без дополнительных затрат на маркетинговые услуги.