Наше учреждение является главным распорядителем бюджетных средств, имеет подведомственное муниципальное казенное учреждение. В январе 2012 года было принято решение и утверждены тарифы на оказание платных услуг МКУ, не являющегося администратором доходов. Убедительная просьба разъяснить порядок учета денежных средств, возможность наделения МКУ правом администратора доходов, поступающих от оказания платных услуг, механизм уплаты НДС (если такое предусмотрено НК РФ для муниципального казенного учреждения), порядок расчета налоговой базы для исчисления налога на прибыль.
Ответ на этот вопрос подготовлен специалистами Управления ФНС России по Красноярскому краю и опубликован в газете "Налоговые вести Красноярского края" № 13 (июль, 2012 г.) с моим комментариями.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы уполномочены информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц и разъяснять порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов).
С учетом изложенного, в пределах компетенции налоговых органов, разъясняем следующее.
В соответствии с положениями ст. ст. 246 и 247 НК РФ российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций, объектом налогообложения по которому является прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами в соответствии с нормами главы 25 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поименованы в ст. 251 НК РФ. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения по налогу на прибыль, предусмотрены статьей 270 НК РФ.
С 1 января 2011 года в соответствии с пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ казенные учреждения не признают доходами средства, полученные от оказания государственных или муниципальных услуг (выполнения работ) а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
В соответствии с п. 48.11 ст. 270 НК РФ затраты казенных учреждений, связанные с исполнением государственных (муниципальных) функций, не включаются в расходы.
Согласно п. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
На основании положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ государственные (муниципальные) услуги, оказываемые учреждениями, должны быть включены в перечень государственных (муниципальных) услуг.
Таким образом, возможность не учитывать в составе налогооблагаемых доходов средства, полученные казенными учреждениями от оказания ими государственных (муниципальных) услуг, установленная пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, применяется только в случаях, когда работы выполнены (услуги оказаны) в рамках утвержденных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг. В иных случаях, доходы учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
Данная позиция, согласованная с Минфином России, изложена в Письме ФНС России от 21.09.2011 N ЕД-4-3/15432@.
Относительно вопроса по налогу на добавленную стоимость сообщаем следующее.
С 1 января 2012 года в соответствии пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ (введен Федеральным законом № 239-ФЗ от 18.07.2011) выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, не признается объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
До указанной даты исчисление налога на добавленную стоимость производилось в общеустановленном порядке.
Дополнение от «НВ»
1. Порядок оформления кассовых операций с 1 января 2012 года регулируется Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утв. Банком России 12.10.2011 № 373-П (далее – Положение № 373-П). Указанное Положение распространяется на всех юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (за исключением ЦБ РФ), а также на юридических лиц, перешедших на упрощенную систему налогообложения.
Получатели бюджетных средств при ведении операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег руководствуются Положением № 373-П, если иное не определено нормативным правовым актом, регулирующим порядок ведения кассовых операций получателями бюджетных средств (ч. 2 п. 1.1 Положения № 373-П).
2. Администратор доходов бюджета – это орган, осуществляющий контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов к ним (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, далее – БК РФ).
Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов, являющихся органами самоуправления и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном местными администрациями (п. 4 ст. 160.1 БК РФ).
Формирование перечня подведомственных администраторов доходов бюджета относится к бюджетным полномочиям главных администраторов доходов бюджета (п. 1 ст. 160.1 БК РФ).