У нас торговая организация (опт и розница). Временно приостановлена работа небольшого розничного магазина в связи с прекращением договора аренды помещения, в котором он располагался. Предполагается возобновить работу магазина через 6 месяцев после ввода в эксплуатацию нежилого помещения, которое мы приобрели в собственность. Временно оборудование магазина находится на складе. Начисляется ли по такому оборудованию амортизация в бухгалтерском и налоговом учете? Если нет, то надо ли нам восстанавливать НДС в связи с тем, что оборудование временно не применяется в торговой деятельности?
Учет основного средства, которое временно не используется
Перемещение оборудования из производственных помещений на склад в связи с приостановлением его использования можно рассматривать как временный вывод этого оборудования из эксплуатации.
Для обеспечения сохранности такого оборудования требуется проведение комплекса мероприятий, который квалифицируется как консервация основных средств. К указанным мероприятиям могут относиться защита от коррозии (покрытие антикоррозийными смазками), повреждений (обертка и упаковка) и др.
Консервация помогает сохранить характеристики объектов основных средств, необходимые для их эксплуатации в дальнейшем, так как при консервации прекращается использование объектов основных средств, принимаются дополнительные меры для поддержания их в исправном состоянии, ограничивается доступ посторонних лиц к объекту основных средств либо объект помещается в специально отведенное для хранения место.
Согласно п. 23 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и п. 63 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (приказ Минфина РФот 13.10.2003 № 91н) при переводе объекта основных средств по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев начисление амортизации по такому объекту приостанавливается. Порядок консервации объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету, устанавливается и утверждается руководителем организации. При этом могут быть переведены на консервацию, как правило, объекты основных средств, находящиеся в определенном технологическом комплексе и (или) имеющие законченный цикл технологического процесса.
Первоначальная (восстановительная) стоимость объектов основных средств, переведенных на консервацию, в бухгалтерском учете отражается на отдельном субсчете:
Дебет 01, субсчет «Основные средства на консервации» Кредит 01, субсчет «Основные средства в эксплуатации».
При переводе основных средств на консервацию оформляются следующие документы:
- инвентаризационная опись основных средств (ИНВ-1);
- приказ руководителя о переводе основного средства на консервацию (в приказе необходимо утвердить состав комиссии по переводу объекта на консервацию);
- акт о переводе основного средства на консервацию (с указанием мероприятий по консервации объекта);
- смета расходов на содержание законсервированного оборудования;
- иные документы, предусмотренные правилами документооборота организации и (или) приказом руководителя.
В налоговом учете основные средства, переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, из состава амортизируемого имущества исключаются. При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации (п. 3 ст. 256 НК РФ).
В письме ФНС России от 20.06.2006 № ШТ-6-03/614@ указано, что при переводе недоамортизированных основных средств на консервацию восстановление сумм налога с остаточной стоимости таких основных средств на период консервации не производится при условии, что после расконсервации они будут использоваться для осуществления операций, облагаемых НДС.